Латвийская клубника гниет на полях по причине нехватки рабочих рук. Надежды правительства не оправдались: уволенные из-за пандемии латвийцы не спешат трудиться на полях, а разрешение властей на открытие границ для сезонных рабочих из других стран было получено слишком поздно.
"Нам не разрешили. Много раз звонили, писали, просили, но ответа не было", – рассказывает хозяйка Mālpils Zemenes Гинта Апсите.
Потери во многом обусловлены именно нехваткой рабочих рук, так как традиционно собирать урожай приезжали в основном украинцы. И пока Польша и Германия в условиях пандемии спасали хозяйства, открыв границы для гастарбайтеров на время урожая, Латвия ждала окончание действия режима чрезвычайной ситуации.
В итоге вместо 200 рабочих на поля удалось привлечь всего 70, что для Латвийской ассоциации крестьянских хозяйств стало мощнейшим ударом за все годы существования. Теперь часть урожая сгниет на полях, а прибыли не будет.
"Сердце болит ужасно. Ягоды готовы, но некому их собрать. У нас намного меньше сборщиков. Реально это означает, что урожай останется на поле. Дохода нет", – резюмировала Апсите. Фермеры переживают за свой товар и призывают жителей страны на временную работу, ведь покупать ягоды в магазине необязательно, можно набрать самим и еще заработать.
Нехватка рабочих рук сказывается на всех хозяйствах, в этом году фермерам особенно тяжело, рассказывает заместитель председателя "Крестьянского сейма" Майра Дзелзкалея-Бурмистре.
"Да. Не хватает и не хватало у нас обычно рабочих рук, чтобы убрать ягоды, в этом году особенно. Мы не знаем, можно было бы разрешить, чтобы Украина приехала. Конечно, в этом году будет поострее ситуация", – сказала она в разговоре с Baltnews.
По ее словам, сезон сбора клубники подходит к концу, но ситуация по сравнению с предыдущими годами удручающая. К нехватке рабочих рук добавляется еще и плохая погода, которая портит товарный вид клубники.
"Клубника уже кончается. Мы видели, что было гораздо меньше рабочих, которые принимали участие в сборе урожая в этом году. Гораздо больше хозяйств делали так, что можно было просто ехать самим собирать ягоды. Если в прошлом году только несколько хозяйств давали возможность самим приезжать и собирать клубнику, когда сезон кончался, то в этом году даже в пик сезона многие хозяйства привлекали рабочих рекламой. Это было, потому что не хватало рабочих. И так как в тот момент, когда ягоды были готовы, была очень дождливая погода, у них очень нетоварный вид. На рынки сложно сбыть такие ягоды, поэтому хозяйства старались найти выход, предлагая самим покупателям приезжать в хозяйство и собирать ягоды", – рассказала Дзелзкалея-Бурмистре.
После сезона сбора урожая клубники начинается сезон сбора урожая садовой черники. Она вызревает как раз в конце июля, и хозяйства надеются, что рук хватит.
"У нас в Латвии последние десять лет очень хорошо развивались хозяйства, которые высадили большие площади садовой черники, и вот 20 июля начинается сезон черники, и тогда мы посмотрим, хватит ли рабочих рук, чтобы убрать все ягоды или нет", – поделилась Дзелзкалея-Бурмистре.
Это работа сезонная, оттого люди и не выходят на поля. Традиционно приезжают мигранты, и так делается во всем мире, указала она: "И латыши ехали раньше на такие работы и в Норвегию, и в Великобританию. Иногда начинаются в одной и кончаются в другой. Местные – это школьники или студенты".
При этом даже те латвийцы, кто потерял работу, предпочитают получать пособие по безработице или выплаты по простою.
"Да, не хотят работать, есть социальные гарантии. Они получают пособия. Они не хотят идти на такую работу. Да и не все могут – это физически тяжелая работа, нужно, чтобы спина была здоровая. Эта работа в меняющихся климатических условиях. Если ситуация вообще была бы очень тяжелая, за всякую работу брались бы. Но мы не видим, что из-за вируса стало легче найти работников, такой тенденции нет", – указала она.
При этом заработать на сборе урожая можно неплохо, ведь за каждый собранный килограмм в Латвии можно заработать от 40 до 70 центов, и для тех, кто работает быстро, за 10 дней вполне реально получить 750 евро за свой труд. Тем не менее нетрудоустроенные латвийцы не стремятся работать на полях, утверждают фермеры.
"Мы всегда думаем – если у человека нет работы, он будет на любой работать. Однако эти люди не стремятся", – подчеркнул хозяин Mālpils zemenes Андрис Апситис.