Средний уровень безработицы в Латвии в июле составил 9%, среди стран Евросоюза республика разместилась на пятом месте, свидетельствуют данные Eurostat, опубликованные 1 сентября.
В пятерку стран ЕС с самым высоким уровнем безработицы входят Греция – 17%, Испания – 15,8%, Италия – 9,7%, Швеция – 9,4%, Латвия – 9% и Литва – 9%.
На первых строчках рейтинга расположились страны Южной Европы – Греция, Испания и Италия, которые в кризисные "турбулентные" времена традиционно показывают худшие результаты и по темпам экономического роста, и по уровню безработицы, объяснила доцент кафедры прикладной политологии Финансового университета при правительстве России, экономист Евгения Войко.
"Это страны, которые находятся в довольно зыбком экономическом положении. Так было и в 2008 году, и в 2014 году. Можно вспомнить случай с Грецией, которая просила регулярно займы у Евросоюза", – отметила она.
Одну из основных статей дохода этих стран составляет туристическая отрасль, поэтому пандемия и закрытие границ особенно сильно ударили по их экономике.
"Понятно, что значительная часть населения Греции работает в туристической индустрии. Это не просто приток живых денег от туристов, но это и создание рабочих мест. Соответственно, в печальном состоянии находятся турбизнес, авиаперевозчики, транспортная инфраструктура и так далее. В странах, которые очень сильно зависят от притока туристов, туристический сезон можно считать если не провальным, то близким к этому", – объяснила экономист.
Кроме того, экономика этих стран в значительной степени зависит от импорта, поэтому ослабление темпов экономики повлияло на их показатели в сфере торговли, импорта, закупок и так далее, добавила Войко.
Как ни странно, Швеция тоже оказалась в пятерке лидеров по безработице, несмотря на то, что там не устанавливали таких строгих карантинных ограничений, как в других странах ЕС.
"Что касается Латвии, 9% – довольно высокий негативный показатель. Латвия уступает только странам Южной Европы и Швеции. На мой взгляд, такой показатель для Латвии говорит о том, что в кризисные моменты и в период турбулентности неопределенности экономика республики оказывается очень зависимой от общеевропейских процессов, от внешних контактов", – пояснила Войко.
Однако перейти на самообеспечение Латвия неспособна в силу структуры экономики и многих других причин. Поэтому фактор пандемии для экономики республики сыграл значительную роль, отметила она.
"Туризм тоже очень серьезно просел в Латвии в этом году. Прежде всего, за счет того, что закрыта граница с Россией, откуда идет основной поток туристов. Даже если бы состоялось открытие границ, то вряд ли следовало бы ожидать потока туристов, сопоставимого с прошлым и позапрошлым годами", – считает экономист.
По ее словам, сыграло роль и ограничение морских перевозок в связи с закрытием границ и снижением экономических контактов в целом.
"Экономика Латвии, в которой основная валюта – это евро, во многом зависит от решений ЦБ Евросоюза. Соответственно, она этим решениям подвержена и, так или иначе, все колебания, которые касаются евро, затрагивают в том числе экономику Латвии", – заключила Войко.
Согласно статистике, страны Вышеградской группы, не входящие в еврозону и сохранившие национальные валюты, легче справляются с экономическим кризисом, вызванным пандемией коронавируса.
В июле уровень безработицы в еврозоне вырос до 7,9% с 7,7% в июне – это меньше, чем прогнозировали аналитики. По их предварительным подсчетам, в июле уровень безработицы должен был составить 8% в 19 странах-членах еврозоны.
В среднем уровень безработицы в июле вырос до 7,2% с 7,1% в июне по всему Европейскому союзу. В июле в ЕС насчитывалось 15 млн 184 тысяч безработных, из которых 12 млн 793 тысяч приходилось на еврозону. По сравнению с июнем количество безработных в странах ЕС увеличилось на 336 тысяч, а в еврозоне – на 344 тысяч.