В латвийском городе Лиепае закрылся последний крупный рыбоконсервный завод Kolumbija Ltd, который существовал с 1892 года.
"Тему Лиепайского завода я закрыл первого сентября, теперь там всем будут заправлять администраторы неплатежеспособности Trasta komercbanka", – сказал в связи с этим бывший владелец предприятия Игорь Крупник в интервью Sputnik Латвия.
Как в разговоре с Baltnews объяснил представитель Латвийской ассоциации рыбопереработчиков и руководитель завода АО Brīvais vilnis Арнольд Бабрис, главные причины закрытия завода в Лиепае в том, что он был ориентирован на российский рынок, имел проблемы с качеством и ошибочную маркетинговую политику.
"Владелец завода – инженер по образованию, поэтому у него хромал маркетинг и финансовая часть. Я считаю, что он не смог правильно распределить риски по рынкам, у него была немножко неправильная маркетинговая стратегия и стратегия продаж, что в итоге привело к потере реализации и уменьшению денежного потока", – отметил Бабрис в разговоре с Baltnews.
По его словам, рыбоперерабатывающие заводы республики будут переориентировать свои товары с российских рынков на другие.
"Латвийские шпроты будут. До событий, когда российский рынок закрыли для латвийских производителей, 50% шпротной отрасли Латвии работала именно на Россию. Конкретно Лиепайский рыбоконсервный завод около 90% [поставлял] именно в Россию. Понятно, что, когда закрылась Россия, переориентировать и перепрофилировать на другие рынки было сложно. У нашего завода российский рынок был 30%, у них – 90%. Соответственно, переориентироваться было легче тем, у кого меньше. Те, у кого было 90%, – такие как Лиепайский рыбоконсервный завод – переориентировали на нероссийские рынки свой товар, который у них оказался на складе. И просто начали демпинговать", – объяснил он.
"Вся рыбоконсервная отрасль Латвии долгое время находилась в состоянии демпинга, то есть друг друга пытались сожрать, чтобы заполучить заказы. Из 22 предприятий, которые были до этих событий, осталось только семь. Они перераспределили между собой спрос на шпроты, на рыбоконсервную продукцию. На сегодняшний день спрос на шпроты превышает те мощности, которые могут это обеспечивать, потому что шпротное производство – это все-таки ручной труд, там нужны все-таки специалисты", – добавил эксперт.
По его словам, сокращение объема производства продукции скажется на российских потребителях, потому что производители в России еще не достигли того уровня качества, который может предложить Латвия. Тем не менее, несмотря на сокращение объема, рынки не потеряны окончательно, считает Бабрис.
"Да, произошло сокращение объема производства, но те рынки, которые вне России, мы не потеряли. Мы их все равно поддерживаем, отрасль все равно будет существовать. Вопрос в масштабах, размерах, но она существовать будет. Заказы мы видим, показатели в этом году уже хорошие. Теперь мы должны закрыть те потери, которые у нас накопились за пять лет. Вчера как раз у нас была встреча ассоциации рыбопереработчиков, мы как раз обсуждали ситуацию в отрасли, на сегодняшний день она относительно положительная", – сказал Бабрис.
По его словам, если бы оставался российский рынок, Лиепайский завод мог бы работать еще очень долго.
"Понятно, что даже если российский рынок откроется, то больше 10% мы туда уже точно не будем поставлять. Высокая доля риска. Пострадали мы, пострадали российские потребители. Дорогой качественный сегмент в России на сегодняшний день – пустой", – заключил он.