"Нормальных производств здесь не будет": карантин накрыл Латвию волной закрытий

Рыбные консервы "шпроты" на прилавке одного из московских супермаркетов
© Sputnik / Максим Блинов

Латвийские предприятия закрываются из-за действий государства в период карантина, связанного с пандемией.

В Лиепае закрылся последний рыбоперерабатывающий завод. Государство пообещало поддержку предприятию, но вместо этого окончательно убило производство, передает Sputnik Латвия.

"Тему Лиепайского завода я закрыл первого сентября, теперь там всем будут заправлять администраторы неплатежеспособности Trasta komercbanka. В Латвии никому ничего не нужно. По сути, теперь это брошенная земля, а самого завода больше нет. На территории только охрана, да и та приезжает из Риги", – рассказал уже бывший владелец завода Игорь Крупник.

Памятник консервам возле административного здания завода Kolumbija Ltd
© Sputnik
Памятник консервам возле административного здания завода Kolumbija Ltd

Латвийский предприниматель, у которого есть российский и израильский паспорта, признался, что устал бороться с системой и решил вместе с семьей навсегда улететь в Израиль.

"В Латвии никому ничего не нужно. По сути, теперь это брошенная земля, а самого завода больше нет. На территории только охрана, да и та приезжает из Риги", – отметил Крупник.

Он признался, что ему жалко сотрудников предприятия, которые отстояли на бирже труда все лето.

"С администратором банка я не смог договориться. Просил дать гарантии работы до 1 июня 2021 года, но он отказал. А ведь мы ничего не просили – только предоставить возможность работать", – посетовал бизнесмен.

Рыбоконсервный завод открылся в 1892 году. В начале XXI века чуть не закрылся, но Крупнику удалось восстановить предприятие. В 2016 году из-за банкротства Trasta komercbanka, где была открыта кредитная линия, на банк и на завод навалились административные неплатежеспособности.

Пандемия коронавируса усугубила ситуацию. В апреле государство пообещало заводу поддержку в виде возмещения в размере 20% от возможного падения за апрель, май и июнь. Однако документы следовало подать буквально в течение двух дней, что оказалось невозможным.

"Администраторы неплатежеспособности не мотивированы спасать банкротящиеся предприятия, чтобы рабочие места сохранялись, а налоги платились. Они не экономисты, а юристы. И задача у них поскорее все продать, чтобы получить свой процент от сделки. И до тех пор, пока эта система в Латвии будет такой, здесь не будет нормальных производств", – отметил Крупник.

Карантин подкосил не только рыбоперерабатывающий завод в Лиепае. По соседству с заводом есть текстильная фабрика Lauma Fabrics (полное название – SIA "Lauma Fabrics LSEZ"), которая в мае оказалась под угрозой закрытия.

В июле, по данным Латвийской ассоциации торговли (ЛАТ), огромное число предприятий сферы общепита и торговли находились на грани выживания и остро нуждались в государственной поддержке по преодолению кризиса.

"Из более чем 35 тысяч латвийских предприятий, работающих в сфере торговли, государство оказало поддержку только 840: это 2% от общего количества компаний. Среди предприятий общественного питания поддержку получили лишь 12% – 750 компаний", – отмечали в ЛАТ.

Помощь получили лишь 4–5% компаний, в то время как в связи с пандемией было закрыто около 80% предприятий общепита, 65% организаций сферы услуг и 40% торговых точек.

Вдобавок ко всему в Латвии были установлены критерии, которые препятствовали получать поддержку многим микро-, малым, многоотраслевым и вновь образованным предприятиям, в отличие от системы помощи предпринимателям во многих других странах ЕС, в том числе в Литве и Эстонии.

Ссылки по теме