Как пособия по простою ударили по потребительскому рынку

Банкноты номиналом 5 и 10 евро
© Sputnik / Алексей Сухоруков

Пособия по простою, выплаченные латвийцам, отразились на потребительском рынке страны самым пагубным образом, считает экономист Банка Латвии.

Экономист Банка Латвии Санта Берзиня считает, что пособия по простою привели к как минимум двойному по сравнению с Литвой и Эстонию падению потребительского рынка Латвии, пишет Sputnik Латвия.

Отмечается, что частное потребление в Латвии упало более чем на 20%. В Эстонии и Литве – менее чем на 10% и чуть больше 5%. Выплаты пособий в Латвии не достигли 800 млн евро, в Эстонии и Литве составили почти 1,5 млрд евро и чуть больше 1,4 млрд евро соответственно.

Все три республики формируют внутренний валовый продукт в основном за счет сферы услуг, соответственно, именно потребительский рынок удерживает экономику. Однако в Латвии, как показывают данные, он резко сократился.

"В кризисы спрос падает не только потому, что у людей снижаются доходы. Большое влияние на него оказывает настроение потребителей, выбирающих, потратить деньги или придержать. И на него влияет опыт преодоления предыдущих кризисов", – отмечает Берзиня.

Опыт кризиса 2009 года сказался на текущем кризисе – затягиванием поясов. Согласно индексу уверенности потребителей, показатели Эстонии и Литвы в марте 2020 года упали на 10%, Латвии – на 20%, превысив среднеевропейский показатель в 14%.

За время действий чрезвычайной ситуации и по ее окончании до августа помощь от государства получили:

  • 12% от всех средств, или 262 млн евро – жители и работники;
  • 30% от всех средств, или 677 млн евро – предприниматели;
  • 58% от всех средств, или 1,3 млрд евро – государственным предприятиям и госсектору.

Отметим, что главные получатели помощи в госсекторе – авиаперевозки (346 млн евро), общественный транспорт (349 млн евро), здравоохранение (277 млн евро) и самоуправления (226 млн евро). 

В общей сложности правительство Латвии выделило бизнесу почти столько же средств, сколько Литва, и даже больше, чем Эстония. Однако из 400 млн, потраченных на эти цели, большую поддержку получил национальный авиаперевозчик airBaltic. Примечательно, что именно авиаперевозки и туризм дали Латвии самый большой минус по экспорту услуг.

В первую волну кризиса, вызванного пандемией, страну спас экспорт продуктов питания, электронных устройств и лесоматериалов. Сейчас необходимо принимать стратегические решения, учитывая происходящие изменения цепочек поставок.

Возможность есть: Европа планирует сократить цепочки, разместив производство жизненно важных товаров и лекарств на своей территории, а не в странах с дешевой рабочей силой. Латвия в выигрышном положении: во-первых, она близко, во-вторых, рабочая сила дешевле, чем в других странах.

"Осталось создать среду, привлекательную для инвестиций", – указывает Берзиня. Правда, последние налоговые инициативы Минфина этому вряд ли поспособствуют.

Ссылки по теме