"Снести несущую стену во время ремонта", – подумали в Латвии и обрушили финансовую систему

Статистика

Александр Гаджиев

Глядя на "план капитального ремонта" латвийской финансовой системы, начинает казаться, что он призван не восстановить, а окончательно добить экономику страны.

Экономика Латвии находится в плачевном состоянии. Глядя на "план капитального ремонта" латвийской финансовой системы, начинает казаться, что он призван не восстановить, а окончательно добить экономику страны. Радикальная практика, применяющаяся банками, привела к тому, что многие успешные предприятия начали планировать перенести свое производство из Латвии в другие страны.

Разумная или неразумная осторожность?

Если кто-то решает снести несущую стену во время ремонта дома, и ему все равно, что в результате может рухнуть весь дом, то такого человека можно смело назвать сумасшедшим. То же самое происходит, если банки закрывают счета физических и юридических лиц по необоснованным причинам и к тому же ничего не объясняют, а финансовые контролеры классифицируют такие меры как "разумная осторожность".

К сожалению, эта "(не)разумная осторожность" приводит к тому, что блокировка или закрытие счетов, а также отклонение запросов на открытие счетов создает серьезные риски для существования многих компаний в стране. Другими словами, они попросту не могут работать в условиях подобной нестабильности и полной непредсказуемости.

Эта проблема получила заметное внимание со стороны общества, когда ввели санкции против мэра Вентспилса Айварса Лембергса – многочисленные транзитные компании в этом городе испытали большие трудности с доступом к своим счетам, которые были временно заморожены. Это поставило под угрозу тысячи рабочих мест и всю транзитную индустрию в целом.

По словам министра обороны Артиса Пабрикса, в настоящее время оборонная промышленность в Латвии сталкивается с аналогичной ситуацией, поскольку компании в этом секторе все чаще имеют негативный опыт работы с банками. Артис Пабрикс говорит, что "банки отказывали этим компаниям в просьбах о финансировании проектов развития и открытии новых счетов без объяснения причин". Более того, были также и случаи, когда счета закрывались вообще без всякой причины.

Министр обороны Латвии Артис Пабрикс
© Sputnik / Sergey Melkonov
Министр обороны Латвии Артис Пабрикс

"Мы вылезли из одной канавы, но попали в другую"

С одной стороны, такая "разумная осторожность" – это попытка создать мощную систему предупреждения финансовых преступлений.

С другой стороны, как заявил президент Латвии Эгилс Левитс в своем интервью газете Diena, "мы вылезли из одной канавы, но попали в другую". В результате складывается ситуация, при которой каждый человек, имеющий банковский счет, может в любой момент ожидать, что он, снова цитируя президента, "окажется в ситуации, когда ему придется объяснять: почему вы заплатили эту квитанцию и что вы сделали с этими деньгами".

Председатель совета профсоюзов компаний в Вентспилсском порту Линардс Гулбис считает, что подобных историй достаточно много. По его мнению, в Латвии все чаще можно наблюдать, как "человек остается без гроша в кармане в ситуации, когда он вынужден объяснять, что его деньги были получены наличным путем в результате продажи автомобиля или они просто были вытащены из-под матраса".

Как видно, правительство не доверяет подобным историям и считает, что в таких случаях деньги обязательно были получены нелегальным путем, что, конечно, в большинстве случаев не так.

Существует также множество историй от бизнесменов о том, что из-за малейшей ошибки в документах доступ к их счету был закрыт во всех банках. Последствия такой политики правительства очевидны – бизнесмены и инвесторы покидают страну. К счастью, не так давно отдельные министры начали признавать возникшую проблему. Так, например, премьер-министр Кришьянис Кариньш недавно представил четкое предложение руководителям финансового сектора изменить направление своей деятельности – перестать "искать только черные деньги" и "начать развивать новые подходы".

Тем не менее на сегодняшний день банковская система Латвии все еще буквально пропитана "чувством страха", а латвийским бизнесменам по-прежнему регулярно приходится доказывать свою невиновность.

Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш
© Sputnik / Алексей Витвицкий
Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш

Что думают об этом сами бизнесмены?

Проблема недальновидной банковской политики в Латвии наблюдается в стране уже продолжительное время. Это возымело прямой негативный эффект на то, как сами бизнесмены относятся к действиям правительства в этой области.

Так, согласно данным бизнес-индекса университета Туриба в 2019 г., отвечая на вопрос о влиянии латвийского правительства на предпринимательство в стране, 56,6% опрошенных бизнесменов заявили, что правительство вмешивается в этот сектор, в то время, как только 7,3% сказали, что правительство оказывает помощь.

В результате, как отмечают исследователи, общий индекс деловой активности в Латвии оказался крайне отрицательным (-17,4). Если говорить об административной нагрузке, то 74,7% опрошенных предпринимателей назвали ее слишком большой, а 22,4% – допустимой, 3% затруднились ответить на этот вопрос.

Непредсказуемость законодательства страны считается одним из самых негативных факторов для бизнеса. Как оказалось, в Латвии с этим также проблемы: 73,6% опрошенных предпринимателей посчитали законодательство нестабильным, 19,3% отметили хорошую стабильность законодательства, тогда как 7,1% не смогли сказать наверняка.

Пандемия усугубляет ситуацию

Все это происходит на фоне недостаточной финансовой поддержки бизнеса со стороны правительства в период пандемии коронавируса. Экономика Латвии в этом году пострадала из-за COVID-19 сильнее всего из прибалтийских стран. В Литве валовой внутренний продукт (ВВП) в апреле, мае и июне снизился на 4,6% по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года, в Эстонии – на 6,2%, в Латвии – на 8,6%.

По оценкам Банка Латвии, весной государство тратило меньше денег на меры помощи и поддержки своей экономики, чем это делали ее соседи, – и гораздо меньше денег на поддержание доходов населения. В начале сентября Латвия выделяла деньги на поддержание доходов граждан на уровне 0,3% ВВП, Эстония – 0,8%, Литва – 0,9%.

Экономист Банка Латвии Карлис Вилертс по этому поводу заявил следующее: "То, что смягчает шок для экономики в краткосрочной перспективе, – это поддержка домашних хозяйств. И здесь мы видим, по сравнению с Прибалтикой, что размер пособий для домохозяйств был ниже, чем в соседних странах. А учитывая тот факт, что домохозяйства потребляют большую часть своих доходов напрямую, это, безусловно, оказывает непосредственное влияние на экономику".

Таким образом, правительство Латвии уже долгое время предпринимает крайне неоднозначные решения в сфере банковской политики, что ведет к негативным последствиям для бизнеса и экономики страны в целом. Пандемия серьезно усугубляет и так непростую ситуацию, в которой сегодня находится финансовый сектор. Бизнесмены все чаще заявляют об усугубляющихся проблемах в этой области, но, похоже, что власти их не слышат или просто не слушают.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме