Чего не хватило Латвии для прорыва в науке?

Профессор Иварс Калвиньш
© Sputnik

Президент Латвийской академии наук Ивар Калвиньш подвел итоги реализации политики в области науки.

Предыдущая политика в области науки не принесла желаемых результатов, которые предполагалось достичь в соответствии с Национальным планом развития, сообщил TVnet со ссылкой на интервью главы Латвийской академии наук (LZA) Ивара Калвиньша.

Ученых не хватает

Как отметил Калвиньш, в стране сокращается число ученых, и это серьезная проблема. Если в 2012/2013 учебном году в Латвии было более 26 тысяч студентов, то в 2018/2019 учебном году – уже 20 тысяч.

Также вдвое сократилось количество получивших степень доктора – в 2013 году ее получили 315 человек, в 2017 году – всего 150 человек.

Калвиньш отметил, что на протяжении многих лет у Академии наук отнимали разные функции и передавали чиновникам. Во всем мире академии наук координируют международное сотрудничество ученых.

"В нашей стране эта функция все больше передается чиновникам, которые не являются учеными и не имеют никакого престижа в глазах зарубежных научных учреждений", – подчеркнул Калвиньш.

Инвестиции подкачали

В 2020 году во время встречи представителей Академии наук стран Балтийского моря были обозначены перспективы науки и контуры по будущей работе по преобразованию научных знаний в продукты.

Говоря о том, чего не хватало Латвии для развития науки, эксперты отметили, что предыдущая политика не принесла желаемых результатов. В частности, по показателям инвестиций за 2018 году страна заняла лишь 23-е место в Европейском союзе.

С другой стороны, результаты исследовательской работы, разработок, инноваций и образования показывают, что план инвестиций в научную сферу в процентах ВВП был выполнен лишь на 40%.

Проблема и решение – в государстве

В октябре 2020 года Калвиньш констатировал в интервью Neatkariga, что сфера науки в Латвии испытывает недостаток инвестиций, а не просто финансирования. Именно от инвестиций зависит, возникают ли новые продукты и технологии в результате научных исследований.

"А этого не происходит, потому что в публичном секторе государство не поддерживает и не стимулирует этот процесс, который называется инновацией", – отметил он.

Корень проблем Калвиньш видит в том, что министерства экономики, финансов и образования и науки, от которых вместе зависит то, будут ли инвестиции в науку и в каком объеме, никогда не были в ведении одной партии.

"Каждая партия поддерживает свое министерство и тянет финансирование на свою сторону, – пояснил академик. – А началась вся катавасия еще тогда, когда министром образования был Андрис Пиебалгс – он причинил Латвии больше вреда, чем мы можем себе представить, потому что проще всего разрушить независимость государства, понизив качество образования. И Пиебалгс это сделал, прервав необходимость давать детям всеобщее образование".

Чтобы научные разработки превращались в продукты и технологии, Латвии надо создать свою Кремневую долину, которая будет опираться на Латвийскую академию наук. Проблема в том, что у ЛАН не осталось ни экспериментальных заводов, ни конструкторских бюро.

В таких малых странах, как Латвия, научную инновационную инфраструктуру может создать только государство, отметил Калвиньш. А значит, вся надежда на то, что Министерство экономики включит инновационную экосистему в список приоритетов.

Ссылки по теме