В Латвии грядет перестройка модели управления портами. Первый шаг на пути к реформе сделала комиссия Сейма по национальной экономике, аграрной, экологической и региональной политике.
В среду, 9 июня, члены комиссий одобрили поправки к закону "О портах", который предусматривает реформирование управления портами путем передачи Рижского и Вентспилсского портов фактически в руки государства. Что касается малых портов, за ними закреплено самостоятельное право выбора формы управления.
Поправки предусматривают, что каждый крупный порт, их в Латвии три – Рижский, Вентспилсский и Лиепайский – будет управляться специально созданными для этого обществами капитала, владеть акциями которого будет государство. Акции также могут принадлежать и самоуправлениям, но две трети акций любого порта при любом раскладе остаются за государством. Еще одно условие – акции нельзя будет отчуждать или закладывать.
Государственные доли планируются в следующих пропорциях: 40% остаются за Министерством сообщения, как ведущего государственного управления в секторе транспорта и связи, включая сектор портов, 20% отходят Министерству финансов, 20% – Министерству экономики, а еще 20% – Министерству охраны окружающей среды и регионального развития.
Министр сообщения Талис Линкайтс на заседании комиссии подчеркнул, что распределение долей между министерствами может быть разным, при этом Министерство транспорта несет ответственность за 100% долей капитальных обществ.
Еще один немаловажный пункт – все сделки, связанные с портовыми инфраструктурами – арендой, землей, причалами – перейдут к новым государственным предприятиям, это также включено в законопроект.
Предложения по законопроекту будут приниматься до 20 августа. Такие рамки обозначили члены комиссии. Сроки были согласованы с представителями Министерства сообщения, местных самоуправлений и портовых компаний, которые в ходе заседания заявили, что это необходимо в связи с масштабами и важностью принимаемых поправок.
Поправки предусматривают создание советов по сотрудничеству. В них войдут клиенты портов, поставщики услуг, представители профсоюзов и муниципалитетов и другие заинтересованные в развитии портов стороны. Советы по сотрудничеству будут обсуждать перспективы развития портов.
Схему работы апробируют сначала на Вентспилсском и Рижском портах. Эффективность новой модели управления портами должны оценить до 31 марта 2023 года, соответственно, хозяйственную деятельность АО Ventas osta, а также выполнение финансовых и нефинансовых целей Управления Лиепайской СЭЗ. После чего правительство должно принять решение, переводить ли Лиепайский порт на общество капитала.
Малым портам повезло больше. Они вправе сами распоряжаться, что им делать: оставить прежнюю модель управления представителями самоуправления или же учредить хозяйственное общество. Для вступления поправок в силу они должны быть одобрены Сеймом в трех чтениях.
Ранее в разговоре с Baltnews экс-министр сообщения Латвии Анрийс Матисс выразил мнение, что система, при которой государство и самоуправление контролировали работу портов, более рентабельна.
"Порты были привязаны к муниципалитету. Четыре представителя контролировали работу порта со стороны государства, четыре – со стороны самоуправления. Проблема началась, когда в позапрошлом году ввели санкции против [мэра Вентспилса] Айварса Лембергса, и тогда поменяли эту модель сразу. Самоуправления сразу исключили из руководства портами, а что происходит на месте – непонятно. [Вентспилсским] портом управляют из Риги, и тогда в Вентспилсе начались проблемы. В Риге то же самое сделали. Не думаю, что фактор Лембергса тут главный. Тем не менее из управления портом были исключены все местные люди, которые работали и знали, что творится на местах", – пояснил он.
Депутат Сейма Любовь Швецова придерживается иного взгляда на реформу модели управления портами. Она оценивает грядущие перемены положительно.
"Самоуправление является определяющей, политически независимой структурой. И оно принимает участие, естественно, в хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства. Мы берем Лиепаю, Вентспилс и Ригу. Три порта. Они достаточно большие, конкурентоспособные и специализируются на перевалке определенных видов грузов".
"Три порта конкурировали между собой, но эта конкуренция не всегда была позитивной, потому что это исключало развитие индивидуальных преимуществ каждого по отдельности порта. За 20–25 лет никаких изменений в этом направлении не произошло", – указала Швецова.