В следующем году ожидается восстановление экономики до докризисного уровня, несмотря на то, что ситуация в разных странах развивается по-разному. Однако негативное влияние на процесс восстановления экономики может оказать рост числа предприятий-банкротов, сообщает LSM.
Дело в том, что за счет различных механизмов поддержки во время пандемии процент обанкротившихся предприятий сократился, но вместе с этим сократилось и учреждение новых компаний.
Теперь правительствам европейских стран, в том числе и Латвии, предстоит решить проблему с банкротством. Эксперты уверяют, что не всегда банкротство – это плохо. Есть некоторые компании, чья работа и существование не является целесообразным даже с экономической точки зрения, так как их деятельность заведомо убыточная. Поэтому в данных условиях, прежде чем оказать какому-либо предприятию поддержку, правительству еще предстоит оценить перспективность бизнеса.
"Предприятия получили помощь, чтобы пережить этот кризис. Сейчас инструменты поддержки надо модифицировать, чтобы обеспечить выживание не всех предприятий подряд, а тех, которые продуктивны и могут дать больше для роста экономики. <...> Это будет новый вызов для правительств – разработать такую политику, которая поддержит правильные предприятия и отрасли", – заявил в разговоре с журналистами главный экономист Европейского механизма стабильности Рольф Штраух.
Банкротство компаний неизбежно приведет к росту безработицы. По сути, во время пандемии большое количество средств было направлено именно на то, чтобы не допустить рост безработицы из-за закрытия предприятий. Поэтому сейчас необходимо не только выявить перспективные компании, но и сделать так, чтобы сохранить рабочие места и не допустить роста безработицы. Сейчас поддержку надо переделать так, чтобы стимулировать людей находить новую работу – желательно лучше прежней.
Что касается Латвии, ситуация будет складываться аналогичным образом. Председатель латвийского Совета по фискальной дисциплине Инна Штейнбука подчеркнула, что правительство должно принимать решение о поддержке осознано и помогать только тем компаниям, которые можно считать перспективными и чье существование может обеспечить дальнейший экономический подъем.
"С введением ограничений правительство распространило мероприятия поддержки на очень многие предприятия. Но есть предприятия, и их относительно много, которые до сих пор выжили именно благодаря этой поддержке во время кризиса и без нее обанкротились бы. Возник целый слой коммерсантов, которые в своих бизнес-планах предусмотрели господдержку; им эта ситуация, когда такая поддержка доступна, просто помогает удержаться над водой. Но как долго можно поддерживать такие компании? Думаю, что в какой-то момент это надо просто прекратить".
"В то же время есть очень перспективные компании с высокой продуктивностью, которые производят продукты и услуги с высокой добавленной стоимостью, с большим экспортным потенциалом – вот их определенно надо поддержать. Такая помощь не будет выброшена на ветер, такие жизнеспособные предприятия и обеспечат экономический рывок", – пояснила она.
Статистические данные компании Lursoft свидетельствуют о том, что в прошлом году в Латвии было запущено 374 процессов неплатежеспособности, что значительное меньше, чем ранее, несмотря на пандемию. До пандемии число колебалось в пределах 500–600 случаев. Среди компаний, объявленных неплатежеспособными, есть торговцы, производители продуктов питания, строители, организаторы мероприятий и представители сферы гостеприимства. При этом нельзя назвать пандемию единственной причиной их проблем.
По данным Lursoft, у каждого десятого из них процессы неплатежеспособности или правовой защиты были зарегистрированы еще до пандемии, поэтому сохранение поддержки компаниям нужно оценивать по степени их жизнеспособности, однако быстрый отказ от поддержки нужно делать аккуратно, чтобы не допустить роста безработицы.