Экономика Латвии успешно восстанавливается после пандемии коронавируса. По данным Центрального статистического управления (ЦСУ), во втором квартале этого года валовой внутренний продукт (ВВП) увеличился на 11,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако это не повод для излишнего оптимизма. О причинах сообщает Bb.lv.
Безусловно, по оценке Министерства финансов, данные по второму кварталу подтверждают, что коронавирус в Латвии оказал гораздо меньшее влияние на экономику страны, чем допускали эксперты весной прошлого года, когда пандемия только началась. Глубина кризиса также несопоставима с ситуацией 2008–2009 годов. Об этом свидетельствуют показатели "чистого" роста ВВП.
В квартальном исчислении, с учетом сезонных и календарных изменений, ВВП вырос на 4,4%, что свидетельствует об очень быстром восстановлении.
Однако есть три причины, которые поубавят оптимизма.
Первый аспект
Рост ВВП на 11% во втором квартале этого года произошел на фоне глубокого спада в прошлом году, так как именно во втором квартале падение составило 8,9% по сравнению с тем же периодом 2019 года.
Таким образом, для объективной оценки показателей недостаточно. Особенно если принимать во внимание наиболее пострадавшие от кризиса отрасли, которые из-за эпидемиологических требований были вынуждены на время полностью прекратить работы или работать в очень стесненных условиях, например, общепит, гостиничная сфера, туризм и транспорт.
Второй аспект
Рост произошел за счет заимствованных денег – госдолг за этот период вырос с 11,28 до 13,43 млрд евро. Естественно, что дополнительное вливание такого объема средств в экономику способствовало и ее бурному росту. Однако факт остается фактом. Рост государственного долга привел к тому, что он приблизился к отметке 50% от ВВП.
Этим уже обеспокоился Совет по фискальной дисциплине (СФД) и настоятельно рекомендовал правительству притормозить с расходами и грамотно планировать бюджет.
"Хотелось бы, чтобы этот госдолг все-таки не превышал 50%. Поэтому мы предупреждаем правительство, чтобы при планировании бюджета на следующий год это имели в виду. И в принципе у нас такое ощущение, что правительство нас услышало, хотя госдолг планируется чуть-чуть выше 50%, в районе 51%", – отметила глава СФД Инна Штейнбука.
Аналогичную мысль высказал и министр экономики Янис Витенбергс в эфире Латвийского радио.
Говоря о том, что размер госдолга в бюджете на следующий год составляет 50% от ВВП, он подчеркнул: "Это граница, у которой Латвии следует остановиться и прекратить заимствовать средства".
Третий аспект
Данные ЦСУ свидетельствуют о том, что некоторые сферы труда, наоборот, смогли увеличить доходы в условиях пандемии короанвиурса за счет рост госдолга. Это те отрасли, которые оказались особенно нужны и требовали поддержку из государственного бюджета. Государство им не отказывало.
Например, рост в сфере рекламы и рыночных исследований составил 54,7%, на 24,3% больше предоставлено профессиональных, научных и технических услуг, сектор информационных услуг вырос на 18,6%.
В здравоохранении и социальном уходе рост составил 39%. Есть основания полагать, что это объясняется не только повышением зарплат медиков, закупками для нужд лечения пациентов с коронавирусом и вакцин.
Тем не менее в Минфине также отметили, что риски экономического роста уже можно оценить и выявить те аспекты, которые могут существенно повлиять на экономическое развитие в конце этого и в следующем году.
Самым значительным из них по-прежнему является новая вспышка Covid-19, которая, учитывая низкий уровень вакцинации групп риска в Латвии, может создать основания для новых ограничений и нанести серьезный урон системе здравоохранения. Пока прогнозируется, что рост экономики Латвии в этом году достигнет уровня 3,7–4%.