Бизнесмены в Латвии недовольны санкциями против Белоруссии

Погрузочная площадка предприятия заготовки и глубокой переработки древесины
© Sputnik / Павел Лисицын

Представители деревообрабатывающей промышленности Латвии жалуются на санкции против Белоруссии, но они – не главная помеха бизнесу.

Латвийские бизнесмены в эфире Латвийского радио пожаловались на введенные против Белоруссии санкции – они ударили по деревообрабатывающей промышленности.

Как отметили представители отрасли, они не могут вести бизнес с белорусскими коллегами как раньше. Дело в паранойе банков, которые не хотят обслуживать сделки, требуя от бизнесменов доказать, что их партнеры в Белоруссии – не родственники и не друзья президента Александра Лукашенко.

Банки делают так, поскольку предпочитают идти по легкому пути – после финанского "капремонта", проведенного правительством Кариньша, финансовые учреждения с подоззрением относятся к любым операциям, связанным с Белоруссией.

В результате латвийские предприниматели использует уже испытанный способ – открывают счета в банках других стран, например, Польши.

Поставки древесины из Белоруссии очень важны для латвийской деревообрабатывающей отрасли. По словам исполнительного директора отраслевой ассоциации Кристапа Клауса, Латвия в среднем ежегодно производит 2,5 млн кубометров досок, а в прошлом году из Белоруссии ввезли 600 тысяч кубометров досок.

В Латвийском агентстве инвестиций и развития (LIAA) также заметили, что объемы торговли с Белоруссией сокращаются, и замдиректора агентства Ивета Струпкая намекает на вину банков:

"Мы это видим в статистике, что экономическое сотрудничестве немного снижается, и сложно проводить банковские транзакции. Хотя таких официальных ограничений на транзакции с белорусскими банками не вводилось, банки Латвии, которым само по себе обеспечение таких транзакций не запрещено, осторожны, и это – то ограничение, которое мы чувствуем".

Ассоциация деревообработчиков предостерегает: в прошлом году из РБ в Латвию ввезли древесины на 177 млн евро. Если же напуганные санкциями банки продолжат такую неоправданную строгость, то это может привести к потере этого рынка. Британия, например, может начать ввозить к себе белорусскую древесину и без предварительной обработки в Латвии.

По оценке Банка Латвии, 75% экспорта латвийских товаров в Великобританию связаны с древесиной и продуктами из нее.

Поставки древесины играют большую роль в латвийской экономике. Большая часть латвийского экспорта в марте – 18,4% общего объема экспорта, или 246,8 млн евро – пришлась на древесину, изделия из дерева и древесный уголь. Это на 13,7% больше, чем в феврале, и на 35,1% больше, чем в марте прошлого года.

"Капремонт" латвийской финансовой системы

Существует множество историй от бизнесменов о том, что из-за малейшей ошибки в документах доступ к их счету был закрыт во всех банках. Последствия такой политики правительства очевидны – предприниматели и инвесторы покидают страну.

К счастью, не так давно отдельные министры начали признавать возникшую проблему. Так, например, премьер-министр Кришьянис Кариньш недавно представил четкое предложение руководителям финансового сектора изменить направление своей деятельности – перестать "искать только черные деньги" и "начать развивать новые подходы".

Тем не менее на сегодняшний день банковская система Латвии все еще буквально пропитана "чувством страха", а латвийским бизнесменам по-прежнему регулярно приходится доказывать свою невиновность.

Ссылки по теме