По мере приближения парламентских выборов латвийское правительство раздает щедрые обещания избирателям. Одно из них – уже с января следующего года поднять минимальную зарплату в стране до 650 евро. Вот только продиктовано это отнюдь не желанием помочь народу, а шкурными интересами партий. Абсолютное большинство латвийцев от этого только проиграют.
Даешь повышение!
Первым с идеей поднять минимальную зарплату выступил министр благосостояния Гатис Эглитис. Посетовав, что на фоне подорожания всего и вся латвийцам трудновато выжить на 500 евро "грязными" (то есть до уплаты налогов), он заявил, что уже с 2023 года "минималка" должна составлять 50% от средней зарплаты по стране.
В цифрах это означает, что вместо 500 евро на бумаге, как сейчас (или 358 евро на руки с учетом вычета социального и подоходного налогов), жители смогут рассчитывать на целых 650 евро до уплаты налогов.
"Думаю, предприниматели понимают, что за работу нужно платить. И платить достойно. Особенно, если человек работает полный день и на одном месте", – заявил министр и потребовал изменить принцип расчета "минималки" как можно скорее.
Полную солидарность с Эглитисом в этом вопросе высказал и министр финансов Янис Рейрс. В эфире "Латвийского радио 4" он сообщил, что в ходе переговоров все коалиционные партии уже договорились: с 2023 года минимальная зарплата в стране должна вырасти как минимум до 600 евро.
Это, по логике власть предержащих, улучшит положение людей с низкими доходами, а кроме того, оживит латвийскую экономику, поскольку люди будут зарабатывают и тратить больше.
Казалось бы, здорово! В кои-то веки правительство проявило заботу о беднейших слоях населения. Причем, если Европа собиралась разработать принципы расчета минимальной заработной платы года через два-три, то Латвия впереди планеты всей изъявила желание сделать это уже в следующем году.
Однако при ближайшем рассмотрении вопроса все выглядит не столь радужно и однозначно. А если покопаться в подноготной, то станет ясно, что продиктовано это вовсе не благими намерениями властей облегчить жизнь населению, а желанием вытащить из карманов латвийских налогоплательщиков еще больше денег.
История вопроса
Факт: "минималка" в Латвии – одна из самых низких в ЕС. Более того, на общеевропейском фоне мы (латвийцы – прим. Baltnews) выглядим просто нищими. Так, в Люксембурге размер минимальной зарплаты составляет 2257 евро, в Ирландии – почти 1800 евро, в Бельгии – 1658 евро, в Германии – 1621 евро, во Франции – 1603 евро. Даже жители Румынии и Венгрии получают больше, чем латвийцы. В Румынии – это 515 евро, в Венгрии – 542 евро.
Латвия же по этому показателю уверенно плетется в хвосте, отставая даже от соседей по региону. Если в братской Литве минимальная зарплата составляет 730 евро, а в Эстонии – 654 евро, то в Латвии это всего 500 евро. Хуже обстоят дела лишь в Болгарии, где размер минимальной оплаты определен в 332 евро.
Однако, обещая гражданам повысить минимальную зарплату уже со следующего года, правительство забывает, что она привязана не к их желанию заработать очки перед выборами, а к несколько другим вещам. А именно – к производительности труда, образованию, технологиям и общему развитию экономики. А как раз с этим в Латвии все плохо. Причем практически во всех отраслях, на которых сильно сказалась не только пандемия, но и драконовская налоговая политика государства.
Но правительство про повышение производительности труда и ее привязке к зарплатам отчего-то и слышать не желает. Оно уверено, что экономика легко прогнется под его распоряжения. Вот только платить деньги будут не государственные мужи, а латвийские предприниматели, которых власти в очередной раз загоняют в угол.
Гладко было на бумаге
Предприниматели, которых власти обяжут повысить "минималку", в большинстве своем платить ее попросту не смогут. Не потому, что не хотят, а потому, что латвийский бизнес не генерирует таких доходов. У него просто нет на это средств. Тем более, что объем социального взноса, уплачиваемого за работника, рассчитывается именно с минимальной зарплаты.
Столкнувшись с очередным "гениальным" распоряжением свыше, латвийские бизнесмены будут вынуждены или оформлять работника на неполный рабочий день (а реально работать он будет полный день), или платить ему часть зарплаты в конверте, увеличивая тем самым долю теневой экономики.
Есть и совсем плохой вариант: когда им придется просто увольнять людей и закрывать свою фирму. Это автоматически приведет не к оживлению экономики, как вообразили политики, а к росту безработицы и потерям налогов и госбюджета.
Однако правительство упорно отказывается верить в такой исход. Почему – понятно. Во-первых, популистское решение, озвученное незадолго до выборов, способно добавить ему очков и улучшить рейтинги. А во-вторых, у властей имеется чисто шкурный интерес. Они думают о своем личном будущем, весьма ловко увязав вопрос повышение "минималки" с финансированием латвийских партий.
Как в аптеке
Едва депутаты Юрис Пуце ("Для развития/За!"), Юрис Юрашс (Новая консервативная партия) и Райвис Дзинтарс (Национальное объединение) подали законопроект, предлагающий привязать выплаты партиям к размеру минимальной зарплаты, как Сейм тут же его принял его большинством голосов в окончательном чтении.
Оппозиция пыталась возражать, указывая на отсутствие расчетов для введения таких изменений, но ее, естественно, никто не услышал и в расчет не принял.
Иного, впрочем, и быть не могло. Кто откажется от денег? Ведь в законе определено, что партиям, за которые на последних выборах в Сейм проголосовало более 2% избирателей, будет выделено финансирование в размере 0,9% от минимальной месячной зарплаты за каждый полученный голос.
Также планируется выделять 0,1% от минимальной зарплаты за каждый голос на выборах в думы самоуправлений и 0,1% – за каждый голос на выборах в Европарламент.
Партия же, за которую на последних выборах в Сейм проголосовало более 5% избирателей, получит государственное финансирование в размере 200 минимальных заработных плат. Общий объем финансирования из государственного бюджета одной партии в течение одного календарного года не может превышать 1600 заработных плат.
Расчет прост. Если сегодня 0,9% в год составляют 4.50 за "голову избирателя" в год, то с ростом "минималки" финансирование партий из госбюджета автоматически возрастет. А это немалые деньги.
Партии, получившие на выборах более 2% голосов избирателей, с благословения президента Эгилса Левитса, уже сейчас получают 16 миллионов евро, по-братски деля их между собой. Но уже в следующем году получат возможность делить куда больше. И говорит это ровно об одном.
Латвийцев снова кинули, ловко вытащив из карманов налогоплательщиков еще одну порцию средств. Ведь свою страну и народ власти воспринимают исключительно как дойную корову. Не беда, что корова эта худеет на глазах. Для латвийских властей это означает одно: с дойкой надо торопиться, пока корова не сдохла.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.