Бесконечный лабиринт поиска: как Европа ищет замену российскому газу

Танкер-газовоз
РИА Новости

Илья Круглей

Тема: Российская военная спецоперация на Украине

Старый Cвет активно ищет поставщиков "голубого топлива" по всему миру. Где-то ему вежливо отказали, кто-то попросил подождать 3–5 лет, с кем-то удалось договориться об увеличении уже действующих поставок. Однако общая картина все равно складывается весьма печально.

Вот уже три месяца Евросоюз активно готовится к замене российского газа на своем энергорынке. Звучат ободряющие сообщения от европейских политиков о том, что на помощь придет СПГ из США (15 млрд кубометров в год), слышны заявления об увеличении поставок из Норвегии, Азербайджана и даже стран западной и северной Африки.

Но как обстоят дела в реальности, а не на телевизионных экранах и в интернете? О чем государства ЕС действительно смогли договориться с поставщиками "голубого топлива" за прошедшие три месяца?

Африка спешит на помощь

В Bloomberg пишут о том, что Европейский союз намерен активизировать сотрудничество со странами "черного континента" для замещения поставок газа из России и сокращения зависимости от Москвы в энергетической сфере.

В первую очередь речь идет о закупках энергоносителей у Нигерии, Сенегала и Анголы, которые, как уверены в Bloomberg, обладают "в значительной степени нереализованным потенциалом в сфере сжиженного природного газа". Также в некоторых государствах ЕС рассматривают увеличение объемов поставок СПГ из Египта.

Надо признать, что кое-какие подвижки в этом направлении есть, особенно со стороны Италии. Результатом турне итальянских чиновников по странам Африки стали:

  • Алжирская Sonatrach подписала с итальянской Eni соглашение об увеличении (по сравнению с показателями 2021 года) трубопроводных поставок газа в Италию по магистрали TransMed (Алжир-Тунис-Сицилия) до 9 млрд кубометров в год в 2023-2024 гг.;
  • Египетская EGAS подписала с ENI рамочное соглашение об увеличении добычи газа и поставок СПГ в Европу в 2022-м (с регазификационного терминала Damietta LNG) в объеме до 3 млрд;
  • Ангола подписала декларацию о намерениях с Италией по развитию новых предприятий по добыче газа, увеличению экспорта в южно-европейскую страну. О точных объемах ничего не сказано, есть лишь предположения, что это может быть увеличение поставок на 1,5 млрд кубометров газа в год;
  • Министерство углеводородов Республики Конго подписало письмо о намерениях с Eni об увеличении добычи и экспорта газа с запускаемого в 2023 году СПГ-завода (мощность около 4,5 млрд кубометров в год).

Проблема в том, что половина из всех этих документов не носит обязательный для поставщиков характер. Декларация и меморандумы о намерениях – это, увы, не долгосрочный контракт, а только обещания, которые ничем не подкреплены. К другой части документов, то есть соглашений, тоже есть вопросы. Да, Италия вроде как договорилась с Египтом, Анголой и Алжиром, но смогут ли эти страны поставить газ в таком количестве на практике?

Продажей египетского СПГ занимаются BP, ENI, Shell и Total, ангольского СПГ – подконтрольное американской Chevron трейдинговое совместное предприятие. У всех есть уже действующие контракты на поставки. Они теперь должны отречься от своих нынешних клиентов ради одной Италии?

Более того, Индия и Китай — основные покупатели СПГ из Анголы и Египта. Азиатские страны просто так без боя газ Европе не отдадут. Начнется ценовая война, при которой стороны будут предлагать продавцам газа большую цену. Осень 2021 года показала, что в таком противостоянии Азия может выиграть у Европы (тогда большая часть СПГ отправлялась в итоге именно на Восток). Более того, за египетский СПГ будет еще и бороться Турция.

С поставками газа из Конго все еще сложнее. Постройка завода в этой стране (1–2 млн т СПГ в год) даже не началась. Проект еще на ранней стадии, поскольку ENI только лишь нашла ресурсную базу (месторождение на участке Marine XII, 25% акций которого, кстати, владеет российский "Лукойл"), откуда газ будет поступать на завод по конвертации в СПГ. Когда он будет построен? Что будет делать Италия до этого момента, если откажется от российского газа? Ответа нет.

Нарастить поставки газа из Алжира не получится и у Испании. Напротив, есть опасность того, что объемы даже уменьшатся. Алжир пригрозил расторгнуть с Мадридом контракты на поставку газа (по трубопроводу Medgaz – 10,5 млрд кубометров в год). Причина – министр энергетики Алжира Мохаммед Аркаб заявил, что, если газ, поставляемый в Испанию, будет перенаправлен в третью страну, это будет считаться нарушением контракта.

Об увеличении поставок СПГ для Европы из Катара не говорил, пожалуй, только ленивый. Вот только на практике все разговорами и ограничивается. В ближневосточной стране еще в начале 2022 года заявили, что Доха, конечно, будет увеличивать производство СПГ (а значит, есть и потенциал для роста экспорта в ЕС), но это будет происходить в течение нескольких лет (увеличат мощности к 2025 году), а не за пару месяцев. Текущие показатели Катара по добыче газа и его отправке в другие страны уже на пределе.

Катар привык работать по долгосрочным контрактам, то есть у него сегодня попросту нет свободного газа в большом количестве, который можно было бы без нарушения договоренностей со своими традиционными клиентами (Китаем, Индией) спокойно отправлять в Старый Свет. Министр энергетики Катара Саад Шерида аль-Кааби еще в феврале предложил ЕС заключить с ближневосточной страной долгосрочные контакты на поставки СПГ.

В марте этого года глава Минэкономики Германии посетил Катар и сообщил о заключении с этой страной долгосрочного контракта на поставки СПГ. Правда, об объемах ничего сказано не было. Более того, поставки должны будут начаться лишь в 2025 году, когда в ФРГ (если будут работать ударными темпами) появятся первые СПГ-терминалы, чтобы эти партии было где принимать.

Другие европейские страны никаких эпохальных контрактов с Дохой пока не заключали. Заявления Еврокомиссии о том, что Катар может заменить серьезную часть российского газа – просто слова. В данный момент, впрочем, как и в ближайшие год-два, Доха попросту не может и не хочет этого делать.

Цена обещаниям США

За прошедшие три месяца после начала спецоперации России на Украине и ввода санкций против Москвы в европейских странах и США неоднократно говорили об увеличении поставок СПГ в Старый Свет из Америки.

В итоге, как пишет Bloomberg, Брюссель намерен добиться полной реализации соглашения с Вашингтоном, в соответствии с которым Соединенные Штаты поставят в страны ЕС дополнительно не менее 15 млрд кубометров сжиженного природного газа в 2022 году и около 50 млрд кубометров ежегодно до 2030 года.

Во-первых, сразу отметим, что этих объемов не хватит, чтобы полностью заменить поставки углеводородов по трубопроводам из России. Еще в марте 2022 года аналитики Barclays сообщили, что полная замена 150-190 млрд кубометров российского газа в ЕС за счет закупок СПГ (с дальнейшей его регазификацией и распределением по странам Евросоюза) в краткосрочной перспективе недостижима. 15 млрд кубометров СПГ из США для Европы – это больше утешительный приз, чем реальная альтернатива.

Во-вторых, даже если Европа найдет дополнительных поставщиков сжиженного газа, там попросту нет такого количества СПГ-терминалов, способного принять объем углеводородов, полностью заменяющий поставки по трубопроводам из РФ.

Свободных мощностей по регазификации в действующих терминалах ЕС сегодня не более 65 млн т. Это слишком мало. Для сравнения: поставки трубопроводного газа из РФ, если перевести их в эквивалент тонн в СПГ, – 118 млн.

Выходит, Европа за три месяца консультаций и переговоров с США смогла, конечно, кое-чего добиться в виде потенциальных дополнительных 15 млрд кубометров СПГ (около 10,8 млн т), но, как и в случае с сомнительными успехами в Африке, от этого будет мало толку, когда ЕС откажется от российского газа.

Более того, даже с этими 15 млрд кубометров из США есть определенные нюансы. В беседе с Baltnews главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов напомнил, что большая часть контрактов на поставки сжиженного газа из США являются либо топлинговыми, либо free-on-board.

Суть таких договоренностей: покупатели СПГ (энергетические компании или международные трейдеры) бронируют на заводах по регазфикации в Америке мощности по сжижению ("сжижай или плати"), либо бронируют объемы производимого СПГ. Затем компании или трейдеры получают в распоряжение газ, после чего закачивают его в танкеры и везут на продажу в Европу или куда-то еще. Очевидно, что они стараются экспортировать СПГ туда, где он дороже.

"Проблема в том, что продавать сжиженный газ для трейдеров сегодня выгодно в ЕС, а завтра – в Азии. В 2021 году мы уже видели, как Китай, Южная Корея, Тайвань и другие государства "востока" готовы были платить за СПГ больше, чем Евросоюз. Для Азии высокая стоимость СПГ – это норма, экономики таких государств уже привыкли к подобным условиям. Именно поэтому, как только в Японии и Южной Корее начнется масштабная подготовка к отопительному сезону, а в Китае снимут ограничения с некоторых провинций (вызванных вспышкой COVID-19), трейдеры вновь направят свои танкеры в Азию, а не Европу", – отметил Громов.

"ЕС в этом случае спасут только долгосрочные контракты на закупку СПГ из США. Работа в этом направлении ведется. Я думаю, что эти 15 млрд кубометров, о которых говорят в Брюсселе и Вашингтоне, как раз станут тем объемом, который Европа "застолбит" за счет новых договоренностей", – добавил он.

Однако эксперт тут же подчеркнул, что трейдеры и энергетические компании, которые согласились или вскоре согласятся гарантировано поставлять сжиженный газ из США в Европу (с точным указанием места прибытия), в условиях контракта назначат весьма неприятную для ЕС цену. Она точно будет выше, чем стоимость трубопроводного газа из России.

Выходит, Евросоюз за 3 месяца смог обеспечить себя гарантированными поставками СПГ, но в недостаточном для себя объеме. Более того, даже за это количество газа придется платить намного больше (в Брюсселе и в Вашингтоне не говорят о сумме контракта на 15 млрд кубометров), чем в случае закупок углеводородов у РФ.

В Еврокомиссии также говорят об увеличении поставок газа из Норвегии и Азербайджана. Однако вряд ли это поможет полностью решить проблему будущей нехватки газа.

Скандинавская страна не может в последние годы серьезно увеличить добычу углеводородов. Да, Норвегия по итогам 2021 года поставила в ЕС 113,2 млрд кубометров газа, что на 6 млрд больше, чем в 2020-м, а в 2022-м намерена даже еще немного нарастить объемы. Но в целом такая прибавка ситуацию на рынке Европы кардинально не изменит. Есть и нюансы в наращивании поставок из Азербайджана.

"Баку может повысить объем прокачки газа по трансанатолийскому трубопроводу, но для этого нужно построить, заказать или купить мощные компрессоры, после чего установить их вдоль магистрали. Это деньги, время и поиск инвесторов. Более того, вряд ли Азербайджан сможет увеличить прокачку сразу на 10 млрд кубометров в год, о чем говорят в Европе, поскольку есть сомнения в наличии для этого достаточных объемов добычи газа", – резюмировал Алексей Громов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме