На этой неделе в интервью латвийским СМИ председатель правления Ассоциации торговцев топливом Оярс Карчевскис решил успокоить соплеменников в отношении беспрецедентного роста цен на бензин.
Стоимость горючего на заправках – "это только цифра", заявил Карчевскис: "Пройдет недолгое время, и люди психологически привыкнут к новой цене".
И продолжил, что кризис энергетического рынка начался уже в 2019 году, потом его приостановила пандемия коронавируса, а во второй половине лета 2020 года он вновь обозначился – тогда быстро выросли цены на электричество и газ, а также на нефть.
"В латвийской ситуации, по сути, надо говорить о биржевых ценах на бензин и дизельное топливо. И во всей этой цепи ценообразования можно наблюдать – чем ближе к какому-то государству есть Россия, тем более у него была зависимость от России, тем больше цены. Поэтому в Финляндии, Швеции, Норвегии, у нас – везде цены высокие. Цены ниже там, где продолжается получение нефти по трубопроводу из России в Западную Европу. Поэтому наиболее низкие цены в Венгрии", – попытался Карчевскис поспекулировать на политике.
И сделал грандиозный вывод: "То есть для государств, которые ближе всего к границам России и Беларуси, в данный момент все дается трудней как в экспорте, так и в получении сырья. И это относится не только к нефтепродуктам, но также ко всему остальному".
При чем тут близость к России и Белоруссии, из рассуждений Карчевскиса не ясно – да и неважно, ведь целью было, скорее всего, представить ситуацию таким образом, чтобы убедить латышей, что виновата в росте цен на бензин не политика местных властей, а Россия.
Путанные объяснения Карчевскиса никак не коснулись того, что страдающие от высоких цен государства, на самом деле, могли бы не страдать, если бы не обозначили свою, так сказать, близость к санкциям против России. Как что близость границы здесь совсем ни при чем.
На сегодняшний день Латвия получает топливо с двух нефтеперерабатывающих заводов – финского Порвоо и польского в литовском Мажейкяй. "Из Беларуси мы перестали покупать уже с августа прошлого года, но в этом году также из России", – уточнил Карчевскис.
И добавил, что существуют потенциальные альтернативы. Однако, оказывается, "они очень дорогие, ибо танкерам тогда нужно идти через проливы Балтийского и Северного морей". По словам Карчевскиса, Латвия обладает топливными запасами на 90 дней, из которых 82% хранится в Латвии, но пока надобности в их применении глава Ассоциации не усматривает – нехватки топлива не наблюдается.
Что же касается снижения акциза на топливо и угрозы топливного туризма к соседям по Балтии, то Карчевскис считает: снижение акцизного налога с нынешних 41 цента за литр до минимальных 33 центов незначительно, а удар по бюджету будет серьезный; поездки в Литву или Эстонию ради экономии 5 центов на литр топлива не окупятся.
Так что привыкайте, латыши, к высоким ценам – это навсегда.