Уйти по-английски не получилось. Три урока Брексита для Евросоюза

Флаги и светящиеся палочки участников акции против Brexit в Лондоне
РИА Новости

Семен Бойков

Выход Великобритании из Евросоюза – результат не только объективных системных факторов, но и человеческих ошибок. Политики, ответственные за Брексит, должны извлечь соответствующие уроки. В противном случае кризис ЕС только усугубится.

31 января – исторический день для Европы. Не самый праздничный, но, безусловно, значимый – Евросоюз покинет один из его старейших членов – Великобритания. Она вошла в Союз в 1973 году.

Можно много рассуждать о том, что Брексит был неизбежен, поскольку к этому были все предпосылки: и резкий рост иммиграции, и недовольство евробюрократией, и усталость от общесистемного кризиса ЕС. В конце концов, "туманный Альбион" всегда отличался высокой степенью евроскептицизма. Но главная причина, почему Великобритания запустила процесс выхода из ЕС, – обыкновенная человеческая глупость.

Но глупость не простых граждан, а британских политиканов. Именно они допустили ошибки, и теперь за них отдуваются другие. Последствия Брексита человечеству еще предстоит оценить, но пока же можно извлечь отдельные уроки.    

Урок №1. Нужно быть осторожным с референдумами

23 июня 2016 года состоялся референдум о членстве Соединенного Королевства в Евросоюзе. За выход проголосовали 51,9%, против – 48,1%. Разница была минимальна, но демократия есть демократия. В Европе не принято игнорировать итоги референдумов по таким важным вопросам, тем более что явка на плебисцит была рекордной – 72,2%.

Проведение референдума было одним из предвыборных обещаний консерваторов и лично премьер-министра Дэвида Кэмерона перед парламентскими выборами 2015 года. В 2016 году он шантажировал им Евросоюз, добиваясь от него дополнительных преференций для Британии. Референдумом он хотел раз и навсегда разделаться с "брекситерами", поскольку рассчитывал, что люди все же проголосуют за сохранение членства в ЕС.

Забавно, что Кэмерон, с одной стороны, инициировал референдум, но, с другой стороны, призывал британцев остаться в Евросоюзе. В итоге лидер консерваторов открыл ящик Пандоры: народ неожиданно проголосовал за выход из ЕС. Сам же премьер-министр на следующий день просто ушел в отставку.

Дэвид Кэмерон
© Sputnik / Алексей Витвицкий
Дэвид Кэмерон

Урок №2. Из Евросоюза не так просто выйти  

После ухода Кэмерона английское правительство возглавила экс-глава МВД Тереза Мэй. "Вторая Маргарет Тэтчер", как все ее тогда называли, до референдума выступала против Брексита. Однако заняв пост премьер-министра, она смело заявила, что выведет страну из Евросоюза. Но вряд ли она могла представить, что это окажется настолько сложно…

Лишь в марте 2017 года Великобритания официально запустила процедуру выхода из Евросоюза, после чего Королевство и ЕС начали вести переговоры об условиях Брексита. К ноябрю 2018 года кабинету Мэй удалось выработать текст соглашения и согласовать его с Евросоюзом. Но оказалось, что одно дело договориться с Брюсселем, а другое – с собственным парламентом.

В начале 2019 года новая "железная леди" начала борьбу со своими политическими оппонентами, причем как с лидером лейбористов – Джереми Корбином, так и с однопартийцами, несогласными с условиями Брексита. Палата общин трижды отвергла проект соглашения с ЕС, срок Брексита был перенесен на полгода, и в конце концов Терезе Мэй пришлось уйти в отставку. Увы, "второй Маргарет Тэтчер" ей стать не удалось.

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй на экстренном саммите ЕС по Brexit в Брюсселе
РИА Новости
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй на экстренном саммите ЕС по Brexit в Брюсселе

Ситуацию с мертвой точки сдвинул лишь новый премьер, ярый сторонник Брексита Борис Джонсон. Преодолеть сопротивление Палаты общин ему удалось путем проведения в декабре 2019 года внеочередных выборов и получения в парламенте долгожданного абсолютного большинства.

Мучительный выход Британии из ЕС на протяжении нескольких лет демонстрировал всему миру, что обещания популистов-евроскептиков о беспрепятственном выводе своих стран из Евросоюза – на деле лишь красивые слова. Об экономических последствия выхода из общего рынка и говорить не приходится.

Борис Джонсон
РИА Новости
Борис Джонсон

Урок №3. Евросоюзу нужна новая идея

Когда-то европейская интеграция была историей успеха. После окончания Второй мировой войны мудрым политикам того времени пришла в голову гениальная мысль: объединить континент в одно большое супер-государство путем усиления экономической взаимозависимости – создания общего рынка, единой валюты и т. д.

Идея "Соединенных Штатов Европы" витала в воздухе на протяжении всей второй половины XX века.

Но XXI век внес свои коррективы. В 2005 году Евросоюзу не удалось ратифицировать подписанную в 2004 году Конституцию ЕС, в 2008–2009 годах начался кризис еврозоны, в 2015 году – миграционный кризис. Заключительным аккордом стал неудачный референдум в Великобритании. На фоне этих проблем политики современности не могут ясно объяснить, зачем нужен ЕС и европейская интеграция, когда есть национальные государства.

Речи о создании нового супер-государства больше нет и быть не может. Европейские лидеры в замешательстве, поскольку не знают, куда концептуально идти дальше. На лицо инерционное развитие. Европа расширяется, но не вглубь, а вширь, из-за чего становится все более неповоротливой. Люди начинают разочаровываться в ЕС: в их умах он постепенно превращается в авторитарный "СССР". И если европейские политики не найдут новые ориентиры, Евросоюз обречен на бесконечные кризисы. И тогда Брексит – это лишь начало конца некогда успешного проекта.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме