Со дня первой вспышки коронавируса в китайской провинции Хубэй прошло всего несколько месяцев. За это время вирус успел распространиться по всей планете, и сейчас во многих странах мира достигнут пик заболевания. Непредсказуемость вируса исключает возможность спрогнозировать точные сроки окончания пандемии. Однако есть возможность проследить, как распространялся вирус и какие страны оказались в числе наиболее пострадавших.
Автор хорватского издания Advance, занимаясь исследованием статистических данных по коронавирусу, отследил интересный феномен: в Западной Европе зафиксировано в 17 раз больше случаев заражения коронавирусом, чем в Восточной. А количество летальных исходов от инфекции на Западе больше в целых 60 раз.
"При рассмотрении имеющихся статистических данных нельзя не заметить, насколько велика разница в количестве заболевших и умерших между Западной и Восточной Европой. В данном случае нам даже не нужно заниматься установлением границы, где "начинается" Запад, а где Восток. Линию разграничения можно провести между бывшим социалистическим блоком и демократическим западным лагерем", – пишет издание Advance.
Автор подсчитал, что на каждые 296 735 человек в Восточной Европе приходится одна смерть от коронавируса, а в Западной Европе – одна смерть на 7 130 человек. В поисках ответа на вопрос, чем обусловлена такая разница в цифрах, автор указывает несколько возможных причин.
Первая причина: дезинформация или неточность данных
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ежедневно публикует данные о статистике заболевания во всех странах мира. Информацию по числу заболевших, выздоровевших и умерших ей предоставляют агенты, которые работают в каждой стране, отслеживая динамику заболевания. Представители ВОЗ утверждают, что статистические данные достоверны и отражают реальную картину эпидемиологической обстановки, однако дать стопроцентную гарантию никто не может.
Многие аналитики утверждают, что реальное число подтвержденных случаев заражения гораздо выше тех, что публикуются в официальных источниках. "По оценкам, реальное количество заразившихся COVID-19 в мире может в десять или даже 20 раз превышать заявленное", – считает Advance. Эта разница объясняется тем, что делается недостаточно тестов на наличие коронавируса: чем меньше тестов проводится, тем меньше подтвержденных случаев заболевания.
Теория, согласно которой о реальном масштабе бедствия и числе зараженных коронавирусом умалчивают, работает и на страны Восточной Европы. Те же обвинения чаще всего слышатся и в адрес Китая, несмотря на то что там правительство уже справилось с пандемией и отменило ограничительные меры. "Подобные предположения и обвинения зачастую ничем не обоснованы", – подчеркивает автор.
Кроме показателей заражения, есть еще показатель смертности. И если в первом случае можно "подтасовать" или ошибиться, то со вторым показателям это сделать уже труднее: "…среди стран бывшего социалистического блока у Хорватии одни из лучших показателей. Если бы данные о погибших в Хорватии скрывались, то об этом уже стало бы известно, так как страна маленькая, а реальные данные нашли бы "путь" к общественности". Таким образом, эту точку зрения нельзя сбрасывать со счета, однако, даже если реальные цифры умалчиваются, разница все равно слишком велика.
Вторая причина: западная часть Европы популярнее восточной
Автор указывает, что при изучении карты воздушного движения над территориями стран Западной Европы всегда пролетает гораздо больше самолетов, чем над территориями Восточной Европы. "На карте четко видны различия в плотности транспортного потока в воздухе", – отмечает он. По его словам, в небе над Украиной, Румынией, Польшей видны "пустоты".
В начале распространения заболевания никто не воспринимал угрозу всерьез. Страны Западной Европы продолжали пользоваться популярностью у туристов, и количество авиарейсов долгое время не сокращалось. Жесткие ограничения на все виды перевозок были введены слишком поздно, и коронавирус за это время успел захватить ее.
Третья причина: разница в менталитете
Свободолюбивая Западная Европа, в которой граждане не привыкли к ограничениям, и страны Восточной Европы, которые на протяжении десятилетий жили при коммунистических режимах – эта разница в образе мышления сыграла на руку бывшим союзникам СССР.
"Все эти режимы (кто-то больше, кто-то меньше, но в конечном итоге все) требовали от своих граждан послушания. С тех пор прошло 30 лет, однако образ мышления кое в чем, разумеется, остался прежним. В частности, приказание там, как правило, не обсуждают, а выполняют", – пишет автор.
Таким образом, благодаря накопленному опыт, жители стран Восточной Европы соблюдают в полном объеме все установленные правительством ограничения, несмотря на то, что они жестче тех, что ввели правительства западных европейских территорий.
"Эта теория, конечно, способна еще лучше объяснить, откуда такая огромная разница между Восточной и Западной Европой в количестве заразившихся и погибших от коронавируса", – пишет издание.
Четвертая причина: прививка от туберкулеза
По словам автора, последняя теория имеет больше всего шансов на существование. Подавляющая часть жителей Восточной Европы привита от туберкулеза вакциной БЦЖ, которую еще в начале XX века создали французские микробиологи. Отметим некоторые сходные черты коронавируса и туберкулеза. Последний передается воздушно-капельным путем, в большинстве случаев не имеет явно выраженных симптомов, поражает легкие. Вакцина БЦЖ – единственная, которая работает против этого заболевания.
Всем детям Восточной Европы делали эту прививку, в то время как в Западной Европе вакцинацию БЦЖ уже давно не проводят – там считается, что высокий уровень жизни сводит риск заболевания к минимуму.
"Хотя туберкулез – бактериальное заболевание, а COVID-19 – вирусное, их объединяет то, что в первую очередь они атакуют легкие и дыхательную систему, а защита, которую дает БЦЖ, эффективна, по крайней мере отчасти, и в случае нового коронавируса. Сейчас в нескольких странах проводятся исследования об эффективности БЦЖ против коронавируса (в Австралии и Нидерландах)", – пишет автор.
Таким образом, нельзя точно утверждать, что БЦЖ может быть вакциной против коронавируса, однако на это можно надеяться, так как некоторые подтверждения этой теории все-таки есть.