Латвия отреагировала на протесты в Белоруссии после оглашения предварительных результатов выборов президента. МИД заявил, что силовики должны освободить всех задержанных во время акций протеста, а президент Эгилс Левитс призвал ОБСЕ и другие международные организации проверить, все ли было честно во время процедуры голосования. Но это, конечно, только одна сторона медали. Несмотря на грозную риторику, в Риге ждут с визитом Александра Лукашенко, с которым официальные лица балтийской республики поддерживали диалог на протяжении всех 26 лет его правления.
Большой и небольшой
Даже когда Белоруссия была под санкциями ЕС, а Россия считалась сложным, но перспективным партнером – отношения официальных Риги и Минска поддерживались на хорошем уровне. С Москвой всегда было сложнее, даже в самые, казалось бы, благоприятные времена.
"Последний диктатор Европы", как нередко называют Лукашенко, для Латвии удобен и понятен.
Латвия смотрит на Белоруссию как на одну из бывших советских республик. Недостаточно большую, чтобы иметь сильное влияние, но при этом перспективную с экономической точки зрения. В первую очередь в сфере транзита.
Плюс вокруг нее нет сильного политического фона – ну есть "квазисоветский Лукашенко", но, по большому счету, он никому на Западе не мешает.
На Западе о Белоруссии с ее девятью миллионами населения вспоминают редко. И то обычно в контексте "буферной зоны" между Россией и ЕС. Это удобно и для местных латвийских политиков.
Когда до страны никому нет никакого дела, можно проворачивать серьезные сделки, не рискуя собственным имиджем.
С Россией, например, сегодня это делать гораздо сложнее. Россия объявлена "империей зла" на Западе и, вступая в отношения с "русскими", ты как бы переходишь на сторону Дарта Вейдера. Для местных политиков – особенно работающих с латышским электоратом – это смерти подобно. Поэтому приходится искать лазейки, чтобы не засветиться. С Белоруссией такой угрозы практически нет.
Ждем все равно
Президент Латвии Эгилс Левитс приглашает в Латвию Александра Лукашенко. Тот собирается приехать, но мешает пандемия коронавируса. Но его все равно ждут. И даже жесткие действия силовиков после голосования на выборах президента, где Лукашенко, по данным ЦИК, побеждает с 80% голосов, ничего не меняют. Левитс сделал протокольное заявление о том, что ОБСЕ должна разобраться в ситуации, призвал власти Белоруссии выпустить задержанных демонстрантов.
"Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и другие компетентные организации должны расследовать процесс выборов президента в Белоруссии, а власти этой страны – освободить задержанных. Латвия считает, что более тесное сотрудничество между Евросоюзом и Белоруссией в интересах всех нас. Белоруссия – государство "Восточного партнерства". Это партнерство направлено на стабильность, экономическое развитие и взаимное доверие в регионе", – заявил Левитс.
Правила игры понятны: латвийские должностные лица сказали то, что были должны, но от своих планов не отказались.
Латвийская политика достаточно примитивна: при желании ее можно расшифровать – для этого не нужно иметь диплом политолога. Они заигрывают с Лукашенко, потому что не боятся, что ЕС щелкнет их по носу. Скорее всего, этого просто не заметят: одна маленькая страна пытается вести какие-то дела с другой страной – чуть побольше. А если риска получить по носу нет, то можно закрыть глаза практически на все, включая жесткие действия белорусской власти при разгоне демонстрантов.
Критиковать нет смысла
К тому же критиковать Россию выгодно с точки зрения пиара: этот тренд не теряет актуальности последние тридцать лет. Нужна большая страна, пугающая, чтобы, ругая ее, самоутверждаться. Попробуйте поругать Белоруссию – это не даст практически никакого отклика. Поэтому даже с этой точки зрения она не интересна местным политикам.
Так что сейчас Латвия немного пожурит "режим Лукашенко" за чрезмерное применение силы, а затем продолжит его поддерживать. Как было всегда.
А права человека, честные выборы, не говоря уже о демократии, в данном случае, официальную Ригу волнуют меньше всего.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.