Зачем Вашингтону новая "холодная война" на два фронта

Здание Конгресса в Вашингтоне
РИА Новости

Алексей Языков

Госсекретарь США грубит китайским партнерам по переговорам, его президент хамит российскому лидеру – чего добивается Вашингтон, и что он получит на самом деле.

Администрация президента Джо Байдена откровенно вынуждает Евросоюз принять "правильную" сторону в конфликте США с Россией и Китаем. Вашингтон в эпатажной манере объявил Москве и Пекину "холодную войну", поставив европейских союзников и, прежде всего, Германию перед выбором.

Администрация президента Джо Байдена и сам американский лидер продемонстрировали намерение обострить противостояние с Россией и Китаем.

Президент хамит российскому лидеру Владимиру Путину, называя его по заранее написанному сценарию телеинтервью "убийцей". А госсекретарь Энтони Блинкен и советник президента США по национальной безопасности Джейкоб Салливан хамят одному из партийных лидеров Китая Ян Цзечи и министру иностранных дел Ван И, срывая переговоры в Анкоридже, на добрый исход которых очень рассчитывали не только в Пекине, но и в Европе.

Вопреки надеждам и ожиданиям европейцев, новые власти в Вашингтоне явно не стремятся к миру и потеплению международных отношений, о чем извещают в беспрецедентной манере союзников, противников и собственных соотечественников.

Чем удивили и напугали не только недоброжелателей, выступивших под обобщенным лозунгом "Какого черта? Этот старый дурак втянет нас в войну!" (комментарий одного из читателей британской Daily Mai – прим. автора), но и многих совершенно лояльных Демократической партии и самому президенту рядовых и далеко не рядовых американцев.

Джо Байден
AFP 2020 / ROBERTO SCHMIDT
Джо Байден

Те вспоминают знаменитую фразу президента Тедди Рузвельта "Говори тихо, но имей при себе большую "дубинку", призывая Вашингтон следовать дипломатическому протоколу, хранить традиции вежливости и сдержанности в высказываниях.

Правда, они сочли путинское пожелание здоровья Байдену "зловещей двусмысленностью" и обеспокоились вопросом защищенности американского лидера от происков "кремлевских убийц". Иными словами, флер безумия в оценках и высказываниях, похоже, свойственен не только президенту Байдену. Но эксперты считают, что Вашингтон по-прежнему рационален и следует продуманному сценарию.

Андрей Кортунов: Вашингтон действует по продуманному плану

Сам президент Байден, госсекретарь Энтони Блинкен, советник президента США по национальной безопасности Джейкоб Салливан, заместитель госсекретаря Виктория Нуланд – всех этих людей, как бы к ним ни относились в разных странах мира, нельзя назвать новичками во внешней политике. Они прагматики и отлично знают, что делают, и почему они это делают, сказал в комментарии для Baltnews генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

Он склоняется к мнению, что поведение администрации Байдена продиктовано намерением продемонстрировать соотечественникам, американскому истеблишменту, что Байден вовсе не так мягок и неконфликтен, как о нем думают, что он не позволит "стратегическим противникам" США рассчитывать на эти его личностные качества.

Джо Байден и Камала Харрис
Reuters / KEVIN LAMARQUE
Джо Байден и Камала Харрис

Следуя этой логике объяснения поведения Байдена, можно добавить к словам российского эксперта, что президенту США необходимо срочно продемонстрировать соотечественникам многое, помимо твердости характера.

Ему надо доказать, что он не хуже предшественника Трампа умеет защищать интересы национальных компаний в конкурентной борьбе с иностранным производителями, а рабочие места американцев – от более дешевой продукции зарубежных экспортеров, что он вовсе не страдает деменцией, и что страной действительно управляет он, а не вице-президент Камала Харрис.

Очевидно, что президентская администрация, в отличие от команды президента Трампа, делает упор не на экономических и торговых проблемах, а на защите прав человека. "Тема защиты прав человека заявлена Байденом как одна из ключевых в его внешней политике, – сказал Андрей Кортунов. – Она выглядит для Байдена беспроигрышной, и он активно ее использует, оказывая давление на оппонентов, обвиняя, например, Китай в нарушении прав Гонконга и мусульман-уйгуров".

Глава Российского совета по международным делам отмечает, что Байден без промедления и без условий продлил с Россией договор об ограничении стратегических наступательный вооружений, и больше ему, по сути, от Москвы ничего в ближайшей перспективе не надо.

Ситуация в отношениях с Китаем совершенно иная, считает эксперт. Вес и авторитет Пекина в мире, в глобальной экономике требует к нему повышенного внимания и особой осторожности, так что эпатажное поведение администрации Байдена выглядит странным.

Непонятно, на что Вашингтон рассчитывает и как мыслит себе дальнейший диалог на тему внешней торговли, собирается ли придерживаться трамповской политики санкций. Но какой-то план у него, несомненно, имеется. И пункт "сохранить глобальное лидерство" в этом плане, несомненно, присутствует.

Вашингтон "бьет" чужих, чтобы "свои" наконец одумались

Действительно, с огромным трудом и лишь посредством извращенного насилия над собственным мозгом можно заставить себя думать, что вопрос журналиста ABC News "cчитаете ли вы Путина убийцей?" был случайным, а ответ президента Байдена – спонтанным. И тот, и другой слишком опытны и слишком "завязаны" на систему власти (даже с поправкой на сомнительное здоровье Байдена), чтобы вот так походя сделать практически невозможным в ближайшей перспективе диалог с лидером могущественной ядерной державы.

Байден "проснулся" и активизировался. Что же ждет Прибалтику >>>

Последовавшее предложение Путина о немедленной онлайн-встрече с Байденом было ожидаемо и опять же в оскорбительно пренебрежительной манере отвергнуто под предлогом загруженности Байдена и того, что с российским лидером он уже ранее побеседовал, а в очереди на телефонную "аудиенцию" американского лидера якобы стоят десятки лидеров других государств.

Вероятнее всего, правы и те обозреватели, что сочли провал американо-китайской встречи в Анкоридже заранее продуманным и сознательно организованным администрацией президента Байдена.

Президент США Дональд Трамп и председатель КНР Си Цзиньпин во время встречи на саммите G20 в Осаке, 29 июня 2019
AP Photo / Susan Walsh
Президент США Дональд Трамп и председатель КНР Си Цзиньпин во время встречи на саммите G20 в Осаке, 29 июня 2019

Хамоватый, менторский тон, которым Энтони Блинкен перечислял претензии Вашингтона к Пекину, введение накануне встречи на Аляске санкций против китайских юридических и частных лиц, повинных, по мнению американцев, в нарушении прав человека в Гонконге. Решение Министерства торговли США инициировать разбирательства против китайских технологических компаний, обвиняемых в создании угрозы для национальной безопасности. А также уклончиво пренебрежительные оценки возможных перспектив встречи в Анкоридже, которые накануне давали официальные лица в Вашингтоне – все это не могло не вызвать гневной реакции Пекина и, как следствие, срыва переговоров.

Ответ был предопределен: Китай не позволит разговаривать с собой в таком тоне, не позволит вмешиваться в его внутренние дела, а на санкции ответит пропорционально.

Вашингтон провоцирует Москву и Пекин на острую реакцию и ответную оскорбительную риторику, явно недооценивая выдержку Кремля и менталитет Поднебесной.

Однако можно предполагать, что беспрецедентно оскорбительная для такого политического и дипломатического уровня риторика Вашингтона направлена не только против "стратегических противников", она еще призвана послужить уроком тем европейским союзникам, что не торопятся выразить полную поддержку жесткой внешней политике президента Байдена.

Вашингтон постарается использовать все свое немалое влияние на Евросоюз, чтобы добиться его вступления в "холодную войну". Хотя альянс уже продемонстрировал намерение сохранить нейтралитет, рассчитывая на развитие торгово-экономических связей с Китаем и не желая еще большего охлаждения отношений с Россией (куда уж хуже?), ему все же придется постараться в новой ситуации устоять под давлением США.

Речь идет прежде всего о стойкости Германии, которая в декабре с немалым трудом добилась согласия всех европейских союзников на подписание инвестиционного соглашения с Пекином и продолжает, вопреки нападкам, поддерживать строительство российского газопровода "Северный поток–2".

Что касается восточноевропейских государств Евросоюза, то они, вероятнее всего, в большинстве своем поддержат конфронтационную политику Байдена. Но лишь до того предела, за которым может последовать конфликт с Берлином и Парижем, повысится риск раскола Евросоюза. В конечном счете, "новая война" Байдена влечет за собой лишь расходы и потери, а общая касса Евросоюза продолжает платить наличными.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме