Решение президента США Джо Байдена вывести войска из Афганистана и тем самым позволить этой центральноазиатской стране быть захваченной талибами (террористическая организация запрещена в России) вызывало у европейских чиновников сильное беспокойство. По их мнению, Байден довершил то, что начал его предшественник Дональд Трамп: деградацию "коллективного Запада", его ценностей и интересов.
По всей Европе официальные лица болезненно отреагировали на последствия вывода американских войск. Даже те, кто приветствовал избрание Байдена и верил, что он сможет ослабить недавнюю напряженность в трансатлантических отношениях, заявили, что считают вывод войск из Афганистана не чем иным, как ошибкой исторического масштаба.
"Я говорю это с тяжелым сердцем и с ужасом по поводу происходящего, но досрочный вывод войск был серьезным просчетом нынешней администрации с далеко идущими последствиями, – сказал председатель комитета по международным отношениям парламента Германии Норберт Реттген. – Это наносит фундаментальный ущерб политическому и моральному авторитету Запада".
Реттген – высокопоставленный немецкий христианский демократ, который знает Байдена несколько десятков лет и раньше оптимистически относился к его перспективам на посту президента США.
Канцлер Ангела Меркель избегает прямой критики в адрес Байдена, но все же дала понять, что считает данный шаг Вашингтона ошибкой.
"Для тех, кто верил в демократию и свободу, особенно для женщин, это печальные события", – сказала она на встрече с официальными лицами своей партии поздно вечером в понедельник, пишут немецкие СМИ.
В Великобритании, которая, как и Германия, с самого начала поддерживала участие США в Афганистане, настроения были схожими.
"Афганистан – крупнейшая внешнеполитическая катастрофа со времен Суэца. Нам нужно еще раз подумать о том, как мы обращаемся с друзьями, кто имеет значение и как мы защищаем наши интересы", – написал в Twitter председатель комитета по иностранным делам парламента Великобритании Том Тугендхат, представляющий Консервативную партию.
События в Афганистане играют на руку европейским политикам типа президента Франции Макрона, которые выступают за более независимую политику Европы в сфере безопасности, за "стратегическую автономию" Старого Света.
Бывший глава Института Аспена в Берлине Рюдигер Ленц считает, что уход из Афганистана "подорвал доверие к американцам", в особенности к разведслужбам и военным.
Разочарование и тревогу по поводу событий в Афганистане испытывают во всей Европе, но особенно это касается Германии. Для немцев цель афганской кампании была не в том, чтобы прийти на помощь союзнику или "построить нацию". Целью было доказать, как миру, так и себе, что Германия изменилась.
Миссия в Афганистане стала первой крупной кампанией немецких вооруженных сил со времен Второй мировой войны. Занимавший тогда пост канцлера Герхард Шредер даже рискнул политической карьерой, чтобы продавить участие ФРГ в боевых операциях.
Тогдашний министр обороны Питер Страйк также призвал поддержать долгосрочное присутствие бундесвера в этой стране. В бундестаге он заявил, что немецкие солдаты будут защищать в Афганистане безопасность Германии.
Контингент ФРГ был размещен в относительно мирной северной части страны, однако не обошлось без жертв – там погибло около 60 немецких военнослужащих. Что характерно, боевую награду бундесвера вручали только побывавшим в Афганистане.
За прошедшие 20 лет Германия также вложила в Афганистан неисчислимые суммы и приняла тысячи беженцев.
Хотя сменявшие друг друга правительства Германии сохраняли приверженность операции в Афганистане, этот вопрос всегда вызывал споры.
Это нашло отражение и в культуре. Показательным в этом отношении является фильм "Меж миров" (2014) об отношениях немецкого солдата и афганской переводчицы.
"Иногда я спрашиваю себя, – говорит главный герой после особенно тяжелого боя, в котором он чудом уцелел, – зачем все это? Есть ли во всем этом хоть какой-то смысл или все это бесполезная трата сил и жизней?".
После имевших место в последние недели событий в Афганистане ответ этот вопрос кажется очевидным.