Латвия молчит: почему Рига так скупо отреагировала на события в Казахстане

Протестующие возле здания мэрии Алма-Аты, Казахстан, 5 января 2022 года
© AP Photo / Yan Blagov

Виктор Петровский

Протесты в Казахстане вызвали большой резонанс в международных СМИ. Обсуждалась эта тема и в Латвии, но скромно и без громких заявлений. Вопрос – почему?

Глава латвийского МИД Эдгар Ринкевич отреагировал спустя несколько дней после начала беспорядков. Он призвал стороны к диалогу, но при этом не занял ничью позицию.

Это интересно, учитывая, что во время белорусского протеста МИД Латвии достаточно быстро определился: осудил Александра Лукашенко и его окружение и поддержал протестующих во главе со Светланой Тихановской.

Более того, в случае с Белоруссией МИД пошел на, казалось бы, не обязательную эскалацию. Во время Чемпионата мира по хоккею мэр Риги Мартиньш Стакис заменил белорусский государственный флаг в центре столицы на БЧБ-флаг. Рядом с ним в этот момент находился Ринкевич.

Символический жест имел серьезные последствия. Минск выслал всех латвийских дипломатов, в ответ Рига поступила также в отношении представителей белорусского внешнеполитического ведомства. Все эти действия привели к значительному ухудшению экономических отношений, которые у Латвии и Белоруссии находились на достаточно высоком уровне.

Почему же Рига была готова так жестко отреагировать на события в соседней республике, но фактически закрыла глаза на то, что происходило в Казахстане? Многие эксперты сравнивали "революционный настрой" в обеих странах. Причем, что интересно, в Белоруссии протестующие пытались добиться смены власти мирно, а в Казахстане с помощью насилия. Не получилось ни у тех, ни у других. И Лукашенко, и Касым-Жомарт Токаев удержались на своих постах.

Не надо туда ездить

Единственное заявление, которое можно трактовать как выражение озабоченности, Ринкевич сделал, обращаясь к жителям Латвии и рекомендовав им воздержаться от поездок в Казахстан. Но опять же – никаких политических оценок.

Средняя Азия – крайне важный для Латвии регион, поскольку с ней нет политических разногласий. Права человека в этих странах, будем честны, Латвию не интересуют. Зато с ней можно торговать, не опасаясь, что электорат это будет раздражать.

С Россией, понятно, это делать сложно – слишком долго латвийское общество "накручивали", сделав из РФ во многом мифологизированного Страшилу.

А Белоруссия при Александре Лукашенко всегда была слишком "советской". Это, по большому счету, мало кого волновало, но драматические события после выборов президента оказались слишком близко с географической точки зрения. Игнорировать это было сложно, да и "гибридные атаки" вроде кризиса беженцев на границах с Литвой, Латвией и Польшей коснулись ЕС и балтийские страны напрямую.

Казахстан же далеко и как бы "нас это не касается". Да и латвийского избирателя эта тема волнует мало.

С одной стороны – азиатская экзотика, с другой – хороший деловой партнер, поэтому слишком сильно реагировать в политическом смысле не выгодно. Электорат это не мотивирует, а отношения с действующей властью в Казахстане можно испортить.

В данной ситуации латвийские власти, видимо, решили особо активно не высовываться из норки – тактика, кстати, которую балтийская страна применяет очень не часто.

При этом у ЕС есть определенные ценности и принципы. И права человека – это основа и фундамент Европейского союза. По крайней мере, если читать декларации. Закрывая глаза на некоторые вещи в некоторых странах, мы как бы даем понять, что одним можно делать то, что нельзя другим. И это, конечно, лицемерие и двойные стандарты. Но редко какая политика обходится без этого.

Посмотрим что будет дальше, но пока, похоже, Латвия решила занять позицию нейтрального наблюдателя.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме