Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что пока признание власти талибов в Афганистане не планируется.
"Пока об этом речи не идет. Мы об этом неоднократно говорили. Давать прогнозы на будущее бесполезно. Там существует много проблем гуманитарного характера, которые обязывают многие страны вступать в такие контакты с представителями талибов", – сказал он, добавив, что "вопросов еще много".
Научный сотрудник РЭУ им. Г.В. Плеханова, доцент МГУ, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Георгий Асатрян в разговоре с Baltnews объяснил, о каких "вопросах" идет речь и чем России выгодна стабилизация ситуации в Афганистане.
"Судя по всему, речь идет о решении Москвы, и оно правильное. Правительство талибов признавать не стоит, каким бы ни было давление как внутри, так и за пределами России. Это террористическая организация, которая признана таковой в РФ и в других странах. Она, судя по всему, не поменяла свои взгляды на мир, на терроризм в качестве метода политической борьбы, и не выполняет те условия, которые поставило международное сообщество. Поэтому признавать талибов пока в качестве легальной силы не стоит", – считает эксперт.
Он пояснил, что официальная Москва, когда говорит, что вопросов еще много, имеет в виду то, что в принципе имеет в виду международное сообщество. В первую очередь сюда относятся диверсификация власти, включение во властные структуры представителей всех этноконфессиональных и этнических групп Афганистана – таджиков, узбеков, хазарейцев, представителей других малых народов. Им должны быть отданы определенные страты общественной, политической, экономической власти.
"Более того, вопрос с женщинами должен быть решен: им нужно предоставить все права, которые есть в современном цивилизованном обществе. Стоит прекратить репрессии, в том числе в адрес инакомыслия, свободы СМИ и прочее. Необходим весь джентельменский набор, который есть в других странах, – то, что требуется от правительства Афганистана со стороны международного сообщества с первого дня, как талибы пришли к власти", – продолжил Асатрян.
Если все будет принято и оно увидит, что талибы по крайней мере имеют намерения трансформироваться, меняться в лучшую сторону, тогда может быть разговор, что можно принять их власть. Впрочем, это выгодно для России и многих других стран. Поэтому позиция достаточно понятна и логична, резюмировал он.
Добавим, эксперт по международным отношениям и конфликтам Университета Сент-Лоуренс в Нью-Йорке Аталь Ахмадзай выразил мнение, что "Талибан", скорее всего, не выполнит обещания, которые дал международному сообществу, в обмен на официальное признание. Хотя движение в нем отчаянно нуждается".
"Радикальные изменения в вопросах терроризма и прав человека станут для талибов весьма скользким путем. Это может быстро оттолкнуть более радикальные элементы внутри группы, в основном ее военных командиров, которые обладают большей властью, чем политическое руководство группы", – заметил эксперт.
* Организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.