Польский проект, который предполагает строительство канала через Балтийскую косу, признали нерентабельным даже с военно-стратегической точки зрения. Однако продвижение и реализация этого проекта продолжает занимать особое место в предвыборной кампании – 28 июня в Польше пройдут президентские выборы.
Польское издание Polityka пишет, что обоснование необходимости строительства канала через Балтийскую косу, как обычно, сводится к повышению обороноспособности региона и его экономическому процветанию.
"Канал, соединяющий Гданьскую бухту с Калининградским заливом, вписывался бы в локальную архитектуру безопасности, обеспечивал свободу маневра (выйти из залива в открытое море до сих пор можно было только через находящийся под контролем России Балтийский пролив) и способствовал экономическому развитию Эльблонга и его окрестностей", – пишет издание.
Однако ответы не лежат на поверхности, и для того, чтобы осознать всю "стратегическую необходимость" Балтийской косы, следует исходить из объективных суждений, которые приводит издание.
Первым, кто открыто заявил о бесполезности проекта в военном плане, был главнокомандующий вооруженными силами Польши Мирослав Ружаньский. Оставив свой пост, он заявил, что не поддерживал проект и отказался подписать его, несмотря на давление чиновника оборонного ведомства.
Не исключено, что причиной его отставки стало несогласие идти на компромисс и подписать бумагу, так как польские СМИ правого толка развели шумиху, в которой Ружаньского нарекли иностранным агентом. Сам Ружаньский говорил, что к выводам о бесполезности проекта он пришел после оценки географических особенностей Калининградского залива, которые исключают возможности нормальной работы флота. Балтийская коса также остается открытой для потенциального противника, если он придет с северо-востока.
Кроме того, Ружаньский отмечает, что все заверения польского Министерства обороны о том, что через новый канал и порт можно будет эвакуировать польских солдат 16-й дивизии, не соответствуют действительности.
"Польские солдаты увидели бы вживую кадры из фильма "Дюнкерк". Они попали бы под огонь авиации и находящейся в Калининградской области артиллерии", – указал он. Он также отметил, что если на берегу залива разместить военную базу или порт, то российский бастион расположен всего в 70 км, и ракета РСЗО "Смерч" преодолеет это расстояние в два счета. Ружаньский подчеркивает, что оценивает только военную сторону вопроса. Что касается международной торговли, он был бы рад ее восстановить.
Издание сообщает, что на дебатах в пользу проекта звучит такой аргумент: канал поможет НАТО оперативно перебросить войска в Польшу в случае конфликта. Однако если Польша и получит какое-то подкрепление, то придет оно не с юга или севера, а с запада, так что этот довод никуда не годится, пишет издание.
Балтийское море сейчас имеет важное стратегическое значение для альянса, однако в случае военного конфликта сражение скорее будет у Борнхольма или Готланда. Причина в том, что военный потенциал, которым обладает Россия – потенциальный противник, не позволит войскам НАТО продвинуться так близко к бастиону.
"При том, каким потенциалом обладают российские ВКС и бастион ограничения и воспрещения доступа и маневра в Калининградской области, ожидать, что натовские войска доберутся до Балтийской косы или Эльблонга, не приходится. Сомнительной также выглядит идея их использования для эвакуации попавших в котел польских военных", – пишет издание. Поэтому стоит задуматься о целесообразности расходов на проект, однако во время дискуссий вопрос о деньгах не поднимается.
Ранее польский президент Дуда заявил во время визита на стройплощадку проекта: "Это инвестиция, которая позволит укрепить польский суверенитет, усилить независимость Польши и польскую свободу".