НАТО уже длительное время проводит программу "расширенного передового присутствия" своих солдат на территории трех стран Балтии и Польши. Со временем стало все сложнее объяснять причины такой длительной и непрекращающейся дислокации. В январе 2021 года в НАТО все-таки придумали очередное оправдание, заявив, что "сегодня беспилотные летательные аппараты (БПЛА) – это новая угроза для солдат НАТО, особенно в странах в Балтии".
В своих интересах
Хорошо известно, что государства-члены НАТО договорились на саммите 2016 года в Варшаве усилить военное присутствие альянса в его восточной части.
Это решение было реализовано довольно быстро – уже в июне 2017 года в Латвию прибыла многонациональная боевая группа союзников. С тех пор НАТО активно наращивает свой военный потенциал не только в Латвии, но также в Эстонии и Литве.
Альянс с того времени серьезно увеличил численность своих войск и развернул тяжелое вооружение, включая танки, бронетехнику и артиллерию.
Причем было заявлено, что усиленное передовое присутствие НАТО носит якобы оборонительный характер и соответствует международным обязательствам, однако мало кто действительно верил этому.
Было совершенно очевидно, что НАТО преследует не только заявленные цели, но и какие-то скрытые.
Несложно догадаться, что среди последних – убежденность в необходимости увеличения оборонных бюджетов Латвии, Литвы и Эстонии, политическая поддержка на всех уровнях, лояльность ко всем решениям, принимаемым ведущими государствами-членами НАТО.
Прибалтика как полигон для НАТО
Похоже, в НАТО решили не отказываться от такой схемы, продолжая использовать ее и сегодня. Так, относительно недавно в НАТО придумали новую "угрозу" в Прибалтике. Внезапно прибалтийские государства были превращены в полигон для испытаний беспилотных летательных аппаратов.
Чтобы оправдать эти действия НАТО, было заявлено, что "беспилотные летательные аппараты представляют собой новую угрозу для солдат НАТО, развернутых по всему миру, и особенно в Балтийском регионе".
Руководство боевой группы усиленного передового присутствия в Латвии даже провело симпозиум на военной базе Адажи в ноябре, чтобы поговорить о том, как бороться с угрозой беспилотников.
Командир Латвийской боевой группы, подполковник Тревор Нортон сказал, что НАТО осознал эту угрозу, когда они готовились к развертыванию войск в Латвии: "Увидев, как наши противники проводят операции по всему миру, я понял, что они используют БПЛА очень эффективно", – сказал он. "Если мы хотим и дальше успешно сдерживать иностранную агрессию, мы должны продемонстрировать способность противостоять угрозе БПЛА. Вот почему я решил провести симпозиум и учения по борьбе с дронами".
В свою очередь министр обороны Латвии Артис Пабрикс признал, что "латвийское оборонное ведомство учло уроки, извлеченные из использования беспилотных летательных аппаратов в Нагорно-Карабахском конфликте". Надо сказать, что этот вывод выглядит более чем странно. Считает ли Пабрикс Армению и Азербайджан противниками Латвии?
Симпозиум объединил выступления экспертов из Соединенного Королевства и Канады с открытой дискуссией между членами всех девяти стран боевой группы. Наконец, они испытали некоторые из своих систем вооружения, сбивая целевые беспилотники на полигоне в Адажи. И, наверное, это было главной целью.
Таким образом, все эти демонстративные действия со стороны НАТО были нацелены на убеждение правительств стран Балтии, что угроза беспилотников – это не выдумка, а реальность. Более того, источник "угрозы" – это, конечно, Россия.
Зачем нужна новая угроза?
Все это делается с одной простой целью – убедить Прибалтику в необходимости продолжать увеличивать расходы на оборону и размещать больше иностранных войск на своей территории.
Кроме того, НАТО давно рассматривает страны Балтии, как полигон, который можно использовать в своих интересах, проводя учения, военные эксперименты, тем самым всячески провоцируя Россию, которая заклеймена как "главный враг" – как минимум до 2030 года.
В этом контексте США ставят своей основной задачей заставить прибалтов поверить, что Россия – это "угроза", а для того, чтобы ей противостоять, необходимо продолжать программу расширенного передового присутствия НАТО.
Причем все это происходит на фоне пандемии, экономического кризиса и острой нехватки средств на медицину в Латвии, в меньшей степени – в Литве и Эстонии.
Если правительства прибалтийских стран и дальше будут верить фантомным страхам, тратя все больше средств на оборону и при этом сокращая финансирование из бюджета на другие более существенные в период пандемии нужды, то, пожалуй, существующие экономические и социальные проблемы в Латвии, Литве и Эстонии в ближайшем будущем лишь усугубятся.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.