"Думаю, никто не говорит об очень резких или радикальных шагах, но нужно внести ясность о том, куда мы идем и чего достигнем", – цитирует Delfi латвийского премьера Кришьяниса Кариньша, объяснившего переход на государственный язык во всех уровнях образования.
Кариньш подчеркнул, что в Латвии один государственный язык и на его основе должна проходить интеграция общества. При этом, чтобы каждый мог учиться лучше в средней школе, необходимо обеспечить полное освоение государственного языка до средней школы.
Несправедливой по отношению к детям премьер считает ситуацию, при которой у молодежи, растущей в латышской среде, есть преимущества по сравнению с теми, у кого эта возможность зависит от школы.
Мнение
Более подробно и под другим углом о последствиях отказа от билингвального образования рассказал депутат Сейма Вячеслав Домбровский. Он назвал перестройку системы образования "реформой лицемерия".
"Реформа не подготовлена: не хватает педагогов, нет методик. А значит: де-юре реформа будет внедрена, а де-факто – во-первых, неизбежно пострадает качество образования, а, во-вторых, ложь и лицемерие станут с первого класса нормой существования для детей и учителей", – пишет депутат в Facebook.
При любом раскладе русскоязычный учитель будет преподавать русскоязычным детям "на хромом латышском, перескакивая на родной – чтобы объяснять непонятное".
Таким образом, все – и дети, и учитель – будут чувствовать себя гадко и униженно, подчеркнул депутат.
Школьная реформа также поспособствует имущественному расслоению в Латвии. Так, обеспеченные родители смогут нанять для своих детей репетиторов, чтобы компенсировать упущения системы образования, но "выложить сотни евро в месяц на репетиторов смогут не все".
"Это называется социальное расслоение. Это означает, что по признаку родного языка, принадлежности к этнической группе будет осуществляться социальная дискриминация детей. Произойдет социальная маргинализации большой части общества. И поверьте: именно это и есть истинная цель реформы, а не желание сделать русскоязычных детей конкурентоспособными!" – написал Домбровский.
Причем все изменения происходят на фоне демографического спада, когда "государство должно бороться за каждого ребенка", напомнил депутат.
Между тем латвийский бизнесмен и публицист Игорь Мейя считает, что учеба исключительно на латышском калечит детей.
"Школа должна отвечать за то, чтоб школьник мог хорошо говорить по-латышски, читать и писать, чтоб интегрировался в общество, но для этого не нужно переводить на неродной язык все предметы. Зачем калечить детей – не понимаю…" – заявил он Press.lv.
В минувший понедельник коалиция одобрила законопроект, согласно которому самоуправления должны обеспечить переход на латышский язык во всех детских садах.
Тогда же правительственные партии пришли к выводу, что постепенно все этапы образования должны перейти исключительно на государственный язык.
В ходе принятия решения учитывалась позиция Национального объединения. Сроки реализации этой идеи не определены, соответствующий план должно будет разработать Министерство образования.