За закрытыми дверями: как решается судьба частных школ нацменьшинств, и есть ли надежда

Конституционный суд Латвии
Sputnik / Sergey Melkonov

Конституционный суд рассмотрит три иска, объединенных в одно дело по частным школам нацменьшинств. Один из истцов, докторант права Тенгиз Джибути, рассказал о перспективах дела.

Конституционный суд (КС) Латвии собрался, чтобы обсудить судьбу частных школ нацменьшинств. Предстоит рассмотреть три иска, объединенные в одно дело – два от докторанта права Тенгиза Джибути и один от группы родителей, представляющих детей из нескольких частных школ. В процесс также включили пункт о языковых пропорциях в частных образовательных учреждениях.

Джибути считает, что по-прежнему есть надежда на Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

"Европейский суд может указать, что процесс КС Латвии был неидеальным и не поставил точку в вопросе публичных "русских школ". И пересмотреть некие выводы нашего КС", – сказал он Delfi.

По словам Джибути, 112-ая статья "О праве на образование" является перспективной.

"Публичным школам в рассмотрении этой статьи отказали, но как раз в пользу частных школ она могла бы сработать. Там говорится, что для публичных школ государство обязано организовать систему образования, платить, создавать методики, считать часы… А вот для "частников" все с точностью до наоборот: государство не должно вмешиваться в процесс, пока на то нет правового основания", – считает автор иска.

Однако самым сильным пунктом по-прежнему остается 1-я статья Сатверсме о правовой ясности и определенности. Именно по ней омбудсмен Юрис Янсонс поддержал частные школы, подтвердив, что для частных школ срок переходного периода не был оговорен заранее.

За закрытыми дверями

Дело частных школ рассматривают письменно и закрыто по нескольким причинам. Первая – в том, что частные школы не имеют такого влияния, как публичные. Вторая – сжатые сроки, которые позволяют рассмотреть дело в приоритетном порядке.

Податели иска считают, что решение КС по частным школам может быть неоднозначным. Джибути принял решение, что в случае отрицательного результата будет идти до ЕСПЧ.

"Конвенция по правам человека гарантирует, что никто не может помешать нашему намерению о подаче жалобы в ЕСПЧ. Тут любые палки в колеса и рекомендации "не выносить сор из избы" жестко наказуемы – это огромные штрафы для страны!" – сказал он.

Сейчас частные школы, которые реализовывали свои программы на русском языке, стали стремительно терять учеников. Одной из таких школа стала "Эврика", в которой сосуществовали русский и латышский языки. Учебное заведение дважды пытались закрыть.

"Латышизация" образования

Напомним, что закон о переводе школ национальных меньшинств на латышский язык обучения был провозглашен президентом республики Раймондом Вейонисом 2 апреля и вступает в силу с 2019 года. Позже президент утвердил поправки к закону о вузах, запрещающие преподавать на русском языке в частных вузах и колледжах, проигнорировав письмо от общественных деятелей Латвии, представителей вузов и бизнеса с просьбой не подписывать закон.

Согласно реформе, в 2019/2020 учебном году 80% обучения на латышском языке в основной школе будет проводиться в 7-х классах, в 2020/2021 учебном году – в 7-х и 8-х классах, а в 2021/2022 учебном году – уже на всем заключительном этапе основной школы. В средней школе в 2020/2021 учебном году полностью на госязыке будут учиться 10-11-классники, через год – ученики всех классов.

Последним шагом коалиции стал законопроект, согласно которому самоуправления должны обеспечить переход на латышский язык во всех детских садах. В ходе принятия решения учитывалась позиция Национального объединения. Сроки реализации этой идеи не определены, соответствующий план должно будет разработать Министерство образования.

Ссылки по теме