95 лет назад – в 1924 году – количество учеников в русских школах Латвии стало существенно меньшим, чем за пару лет до этого. Однако данный факт трудно воспринимать негативно. Почему же?
Об этом и о многом другом говорилось на исторических чтениях, организованных Старообрядческим обществом Латвии, Русской общиной Латвии и Латвийским обществом русской культуры.
Профессор Юпатов
Тема исторических чтений – "Профессор Иван Ферапонтович Юпатов и русская школа в Латвии" – была выбрана не случайно: во-первых, приближается 155-летний юбилей со дня рождения Ивана Юпатова, во-вторых, он много лет руководил системой русского образования в Латвии и играл важную роль в решении вопросов, связанных с финансированием русской культуры в ЛР.
Для Старообрядческого общества Латвии организация этих исторических чтений уместна и потому, что Иван Ферапонтович Юпатов был потомственным рижским старовером.
В докладе члена правления Латвийского общества русской культуры Анатолия Ракитянского говорилось, что Иван Юпатов получил блестящее образование: с золотой медалью окончил рижскую Александровскую гимназию, после учебы в Санкт-Петербургском технологическом институте несколько лет стажировался на передовых заводах в России, Германии, Швейцарии, Бельгии и только после этого приступил к преподавательской работе в вузе.
Профессор Юпатов был директором Варшавского политехнического института, ректором Донского политехнического института.
После революции и Гражданской войны, в 1922 году он решил вернуться на родину и вскоре как авторитетный педагог и ученый получил в Риге должность начальника Русского отдела школьного департамента Министерства образования.
Как объяснила участникам исторических чтений доктор истории Татьяна Дмитриевна Фейгмане, в то время при латвийском Министерстве образования работали национальные отделы – русский, немецкий, еврейский, белорусский и польский. Причем важную роль при подборе кандидатуры начальника Русского отдела играли русские депутаты латвийского Сейма.
О том, сколь велик был в то время авторитет Ивана Юпатова, красноречиво говорит такой факт. Два русских депутата первого Сейма Латвии решили сместить Ивана Юпатова с должности и заменить другим человеком.
В результате, как отметила Татьяна Фейгмане, Юпатов потерял свой пост лишь на короткое время, а его недоброжелатели не были избраны в новый Сейм. Зато депутатом второго Сейма стал сам Иван Юпатов. Его вернули на пост начальника Русского отдела школьного департамента и он стал совмещать работу парламентария и влиятельного чиновника министерства.
Вопросы образования
В то время в Латвии, как известно, существовали русские основные школы, гимназии, частный техникум и русский частный вуз. Принятый еще в 1919 году закон "Об учреждениях образования Латвии" предписывал содержать "для каждой национальности столько обязательных школ, сколько необходимо для образования их детей".
Но как отметила, выступая на исторических чтениях, директор Рижской средней школы № 40, доктор педагогики Елена Ведищева, даже столь демократичный закон не гарантировал русское образование от появления проблем.
К примеру, объем финансирования русских школ определялся, исходя из количества русских в Латвии. Но русское лингвистическое меньшинство, то есть число людей, считавших русский язык родным, превышало русское национальное меньшинство. В результате, детей в русских школах оказывалось больше, чем предполагалось, и Ивану Юпатову приходилось упорно бороться за выделение дополнительного финансирования на русское образование.
Впервые число русских школьников сократилось в Латвийской Республике в 1923–1924 годах. Однако тогда это сокращение было вызвано тем, что в Министерстве образования незадолго до этого появился Белорусский отдел, росла сеть белорусских школ. И это можно было только приветствовать.
А вот сокращение числа русских школьников в середине 30-х годов было вызвано совсем другими причинами. В середине 20-х годов в Латвии почти четверть учащихся русских школ составляли дети других национальностей, считавшие русский язык родным. А вот в 1935 году русские составляли уже 99 процентов учащихся русских школ – после улманисовского антидемократического переворота 1934 года закон был изменен и стал запрещать учиться в русских школах лицам иных национальностей...
Проблемой был и вопрос подготовки русских учителей. Победой Ивана Юпатова можно считать создание в Резекне Государственного русского Педагогического института. Однако после антидемократического переворота 1934 года этот институт в 1935 году был закрыт.
Наши дни
В наши дни, как известно, идет ликвидация среднего образования на русском языке как такового. В принятом за основу тексте обращения к президенту Латвии участники исторических чтений выразили сомнения в целесообразности сворачивания образования на русском языке.
Председатель Правления Старообрядческого общества Латвии Илларион Иванович Иванов привел удачный пример интеграции: староверы живут в Латвии сотни лет, хорошо интегрированы, но при этом сохранили свою идентичность.
После этих слов подумалось: а что ждет старообрядцев и других русских Латвии впереди? Смогут ли они и в дальнейшем длительное время сохранять русскую идентичность?
Уже после окончания исторических чтений их организаторы распространили заявление, в котором, в частности, говорится: "Мероприятие показало, что тема русского образования в Латвии имеет не только исторические корни, но и правовые аспекты, которые нам необходимо решать на государственном уровне. Искренне надеемся, что она не будет забыта, а найдет педагогическое и правовое обоснование для дальнейших действий и принятия принципиальных и позитивных решений".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.