Почти полтора года в Рижской центральной тюрьме содержится бывший сотрудник Министерства внутренних дел Латвии, пенсионер Олег Бурак, задержанный Полицией безопасности страны (переименована в Службу госбезопасности) по подозрению в шпионаже в пользу России. В следующем месяце должны пройти два судебных заседания по его делу: 6 марта запланированы дебаты, а 13 марта обвиняемый должен выступить с заключительным словом.
Олег Бурак написал "Открытое письмо самой секретной службе Латвии" – Бюро по защите конституции. Baltnews публикует фрагменты обращения.
При чем здесь СГБ
Против меня сфабриковано фальшивое дело "о шпионаже". Именно ваше ведомство и занимается подобными вопросами. Очень странно, что моим делом занялась Полиция безопасности (ПБ), ныне реформированная в Службу государственной безопасности (СГБ). А странно потому, что именно некоторые руководители из ПБ участвовали в крупном коррупционном деле совместно с частью руководства Министерства внутренних дел (МВД) и Информационного центра (ИЦ МВД) в 2005-2006 годах.
Очень прошу вас проверить источник происхождения этого "шпионского скандала". Якобы какой-то русский шпион из ГРУ (Главное разведывательное управление России, которое давно упразднено) написал на меня донос, на основании которого и составлен секретный рапорт ПБ. Еще более странно, что этот "секретный рапорт" существует в нескольких вариантах, там путаница с датами, и, самое странное, его никому не дают для ознакомления.
Я уже неоднократно просил Суд и Генпрокуратуру дать правовую оценку. На мой последний запрос 05.07.2019 разъяснений и письменного ответа я так и не получил. Очень интересно, как это согласуется с 520-й статьей уголовно-процессуального кодекса, что нельзя вынести обвинительный приговор, если вина "доказывается" свидетельствами таких лиц, идентичность которых не разглашается в интересах специальных процессуальных мероприятий и защиты.
Теперь становится понятная бандитская деятельность СГБ, чтобы добиться от меня "признания" в "шпионаже" на стороне ГРУ России. СГБ настойчиво домогались этого от меня 66 раз. Для интереса я даже начал вести подсчет.
Ничего нельзя доказать
Сложилась патовая ситуация: СГБ не может ничего доказать, так как нет фактов, нет свидетелей, нет задержания с поличным и прочее. Есть только доносы и фантазии. А мне трудно оправдаться в том, что я не совершал якобы 30 лет назад с 1989 года (за три года до развала СССР).
Даже на интернет-портале блогера Лато Лапсы смеются, что обвинение мне выдвинуто аж с 1991 года. Об этом писали тоже в открытом письме мои сослуживцы-латыши, возмущенные бесконтрольность и безнаказанностью СГБ.
И снова хочу спросить, как, имея 26 лет выслуги в полиции, я все эти годы проходил все спецпроверки каждый год и получал допуск по секретности. Причем ваша служба и ПБ мне их давала значительно быстрее, чем даже коллегам-латышам.
С чего началось
В 2005-2006 годах, перед выходом на пенсию, я возглавил борьбу группы офицеров ИЦ МВД против коррупции и казнокрадства в руководстве ПБ и МВД. Меня дважды увольняли на пенсию в 2006 году. После первого увольнения на свои рапорты я даже получил письмо от замминистра МВД А. Страуме, что часть указанных мной фактов подтвердилась. Мне активно помогали депутаты Сейма и Европарламента Т. Жданок, М. Митрофанов, А. Бузаев, Н. Кабанов, Э. Яунупс. Помогали партии ЗаПЧЕЛ, РСЛ, TB/DNNL, Jaunais laiks.
Беспрецедентная травля
Вокруг меня, всей моей семьи, родных и близких людей развязана беспрецедентная травля, угрозы, насилие, пытки и даже попытки убить. За меня активно вступился Русский союз Латвии, организовал семь пикетов у здания суда. Открыто в прессе дают показания [по делу о коррупции] свидетели из TB/DNNL (Diena, Sputnik), что дело о "шпионаже" – это клоунское шоу от СГБ. И этих двух уважаемых людей прокурор и суд даже отказались выслушать.
Каждое возмущение жителей Латвии карается сотрудниками СГБ. СГБ вызывает их на допросы и проводит "разъяснительные беседы" со всем моим окружением. За участие в пикетах за мое освобождение двух родных мне людей моментально без объяснений уволили с работы. Интернет-блогеров вызывают на допрос в СГБ, которые справедливо пишут об этом "шпионском шоу".
Мою жену запугивают по телефону и вечером на улице. А против моего сына, парализованного инвалида 1-й группы, ПБ возбудила даже уголовное дело. Сына-инвалида и его всех друзей таскали на допросы. Так всех кругом запугали, что с нами боятся теперь даже поговорить. А мою жену на час посадили за решетку, когда она пыталась выяснить в ПБ, где я нахожусь.
Следователь ПБ украл ключи от наших двух квартир и в течение двух месяцев незаконно проникал в квартиру и шнырял там, когда я сидел в тюрьме. Мы с адвокатом написали пять жалоб, чтобы вернули ключи.
Единственное мое занятие – это работая даже на четырех работах заработать почти полностью парализованному сыну на операцию со стволовыми клетками. Так вот, во время суточного обыска при моем аресте сотрудники ПБ украли 23 000 денег (15 000 евро и 8 000 долларов).
Что меня избили при аресте, это у них называется "силовое задержание", а сопротивления я и не оказывал, о чем указано в протоколе. Устроили травлю мне, всей моей семье и родным. Пять раз в тюрьме меня пытались отравить.
Месть
Предъявленные мне обвинения – это результат мести со стороны руководства ИЦ, МВД и ПБ после уходя из ПБ Я. Рейникса. Это была большая "ментовская война", как ее называли в 2005-2006 годах. Моя вина в том, что я перекрыл эту бесконечную кормушку и откаты из траншей ЕС и бюджета Латвии.