Этническая доминанта не засыпает даже в кризис: о разобщенной Латвии

Девушка с табличкой "я русский!"
© Baltnews

Виктор Петровский

Тема: Русские Латвии

Даже в самой критической ситуации политики Латвии находят возможность делить общество на своих и чужих – на латышей и русскоговорящих. Плохо не это. Плохо то, что эти высказывания остаются без осуждения.

Бывший министр юстиции Латвии Дзинтарс Расначс нашел причину распространения коронавируса Covid-19. По его мнению, во всем виноваты русскоязычные жители, которые не соблюдают режим чрезвычайной ситуации. Даже в самой критической ситуации политики находят возможность делить общество на своих и чужих. Плохо не это. Плохо то, что эти высказывания остаются без осуждения.

Вирус и кувшинки

Расначс – фигура в латвийской политике насколько известная, настолько и комичная. Чего стоит его фотография в озере, где он плавал вместе с кувшинками.

Член Нацблока, бывший глава Минюста давно нашел причину всех бед на земле. Для него это – русские. Ну, или русскоязычные. Даже в период чрезвычайной ситуации, когда весь мир борется с пандемией Covid-19, он заявил, что в Латвии его распространению способствуют русскоязычные жители, которые якобы не понимают по-латышски и находятся под влиянием "российской пропаганды". А она – "пропаганда" – сообщает, что никакой опасности коронавирус якобы не представляет.

Министр юстиции Дзинтарс Расначс и Сатверсме
© Sputnik / Оксана Джадан
Министр юстиции Дзинтарс Расначс и Сатверсме

"Пока в России не будет чрезвычайного положения, смотрящие российскую пропаганду по телевидению будут таскаться и плевать на все мероприятия по самоизоляции в Риге. Сегодня была полная детская площадка с неговорящими на латышском подростками и безответственными мамами с детьми. Во всей Иманте так?" – написал экс-политик в своем микроблоге в Twitter.

С Нацблоком и его представителями все давно понятно: в любой ситуации они будут винить русскоязычных. Это политика партии, в этом смысле они предсказуемы и понятны.

Молчание – знак согласия?

Но где латышская интеллигенция? Кто-то же может заявить о том, что делать такие заявления неправильно?

В ответ – тишина. Как всегда. Теперь представьте себе картину: бывший мэр Риги Нил Ушаков, предположим, скажет что-то подобное про латышей. Реакция последует незамедлительно. Да и среди русскоязычных, уверен, найдется немало людей, которые выскажут свое недовольство в связи с подобными высказываниями хоть и бывшего, но все-таки политика.

Так что получается, что в данном случае – это игра в одни ворота. Одним можно, другим нельзя. 

Более того, одним можно делать это даже в кризис, во время чрезвычайной ситуации, когда так важно, чтобы общество было единым. Вирусу Covid-19 все равно, какой ты национальности.

Экс-министр Расначс набирает свои политические очки. Его слова и реакция на них – это индикатор латвийской политики. Этническая доминанта, которая проявляется даже в кризис. Одни лучше других: что-то подобное уже было в истории. Закончилось очень плохо. Для всех.

Никакого единства

После трагедии в Золитуде, когда в результате обрушения торгового центра Maxima погибли 54 человека, возникло ощущение, что мы стали единым народом. Это ощущение продлилось три дня. Потом все вернулось на круги своя. Ситуация с коронавирусом тоже, казалось бы, могла стать мостом, который соединит разные этнические группы, живущие в стране. Но пришел Расначс и все испортил.

Мероприятие памяти жертв трагедии в Золитуде
© Sputnik / Sergey Melkonov
Мероприятие памяти жертв трагедии в Золитуде

Кто-то может возразить – мол, это просто политик, не нужно придавать его словам слишком большое значение. Это, конечно так, но реакция на его слова показательна: никто не возражает.

Делать подобные ксенофобские выпады в Латвии в порядке вещей. Если, конечно, они направлены в нужном направлении. Реакция – это индикатор. И он у нас отрицательный.

"Приближаясь к Maxima, надела на лицо свой респиратор. Увидев это, какой-то русский товарищ с пивной бунджей в руках начал издевательски кашлять и сказал: "Дура!". Какого черта? Русская община Латвии, очевидно, действительно живет в каком-то другом пузыре", – написала одна из пользователей соцсети Facebook. И сразу получила комментарии поддержки.

Карантин снимут, пандемия закончится, но латвийское общество не выучит никаких уроков: иногда мне (автор Виктор Петровский – прим. Baltnews) кажется, что нам уже ничего не поможет. Жить на два лагеря, как-то сосуществовать мы научились – а в большем никто не заинтересован. Раньше все можно было списать на политиков, но сегодня они лишь "лакмусовая бумажка": это наш выбор. Увы, нас уже ничего не может изменить. Даже пандемия.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме