Последний оплот русского вещания в Латвии пал жертвой национализма

Камера

Виктор Петровский

Русское вещание в латвийском эфире прекращает свою работу. Лозунг "Журналистика – по-настоящему", выбранный русским вещанием LTV7, за пять лет существования себя оправдал. Это история про журналистику, которая приятна не всем.

Русское вещание в латвийском эфире планируется окончательно ликвидировать с 1 января 2021 года, заявил в пятницу на дискуссии о будущем электронных СМИ председатель Национального совета по электронным СМИ (НСЭСМИ, NEPLP) республики Ивар Аболиньш. Речь идет о телеканале LTV7, последнем оплоте русского телевизионного эфирного вещания.

Подарок на Новый год

Сейчас передачи на русском языке выходят только на общественном телеканале LTV7, который финансируется из государственного бюджета Латвии. На русском языке выходит несколько программ – новостная программа "Сегодня вечером", дискуссионная программа "Точки над i", развлекательная "Маленькая пятница" и расследовательская "Личное дело".

"С 1 января будущего года на телеканале LTV7 не будет передач для нацменьшинств. LTV7 станет латышскоязычным телеканалом", – заявил Аболиньш. Он добавил, что программы для нацменьшинств будут теперь доступны на интернет-платформе на базе сайта lsm.lv.

Копья в сторону русского вещания LTV7 отдельные политики и чиновники бросают давно. Особенно яростно это делают представители Национального объединения: националисты убеждены, что русскому языку не место в латвийском эфире. Как, собственно, и в латвийском обществе.

Парадоксы Нацблока

Парадокс, впрочем, в том, что Нацблок был одной из тех коалиционных партий, которая поддержала создание программ на русском языке после присоединения Крыма к России в 2014 году. Потом, правда, они к этой идеи охладели, а позже стали активно лоббировать идею закрытия русских программ.

Аболиньш, судя по его высказываниям в прессе, тоже человек с националистическими взглядами. Бывший радиоведущий, который решил попробовать себя в качестве медиа-чиновника. Утверждение о закрытии русского вещания LTV7 стало неожиданностью как для журналистов телеканала, так и для руководства LTV.

"Прозвучавшие 29 мая в утренней передаче Latvijas Radio – Labrīt! и в дискуссии онлайн утверждения председателя Национального совета по электронным СМИ Ивара Аболиньша о том, что с 1 января 2021 года на LTV7 больше не будет контента для нацменьшинств, Латвийское телевидение неприятно удивили. Необходимость мультимедийной платформы LTV уже несколько лет была одной из тем обсуждения между LTV и NEPLP.

Однако факт, что в публичном пространстве прозвучал такой срок исполнения проекта, который не согласован с Латвийским телевидением, свидетельствует о непродуманной коммуникации со стороны NEPLP. Поэтому Латвийское телевидение считает, что такие заявления председателя NEPLP могут существенно подорвать конкурентоспособность общественного телевидения и угрожать реализации конкретного проекта", – говорится в пресс-релизе LTV7.

Фантазии и реальность

Бывший член Национального совета по электронным СМИ, медиаэксперт Гунта Лидака считает, что это заявление является выражением желания Аболиньша, которое, по крайней мере, пока не осуществимо.

"Заявление главы Национального совета по электронным СМИ (NEPLP) Ивара Аболиньша о том, что телеканал LTV7 прекратит вещание русских программ, в большей степени является выражением желаний, нежели реальным намерением. Такое мнение в эфире радио Baltkom высказала медиаэксперт, бывший член правления NEPLP Гунта Лидака.

По ее словам, утверждение Аболиньша стало сюрпризом даже для самого руководства Латвийского телевидения.

"Это уже не первая и не последняя подобная попытка. Я полагаю, что это объявление является в большей степени выражением желания, нежели реальной возможности. Это политические лозунги, потому что, если посмотреть на готовность LTV это реализовать, то никаких предпосылок для этого нет. Во-первых, это очень зависит от денег, во-вторых, само LTV в легком смущении от того, что это было объявлено публично", – сказала Лидака.

По ее словам, заявление Аболиньша в очередной раз запутало позицию государства в отношении русскоязычного контента на телевидении.

"В таких заявлениях мы постоянно видим много противоречий. С одной стороны, мы говорим, что русское содержание надо закрыть, с другой – русские новости надо оставить. Важно, как будет развиваться русскоязычный контент в интернете, но денег в бюджете на это нет. Говорят, что якобы он будет финансироваться из внутренних ресурсов LTV, но я считаю, что это невозможно", – сказала Лидака.

Подрывая доверие

Думаю, что подобные заявления подрывают доверие к русскому вещанию LTV7. Зачем смотреть то, что скоро закроют? Профессиональная, хотя и небольшая команда, которая готовит передачи на русском языке на этом телеканале, смогла завоевать доверие русскоязычной аудитории. Это было трудно, учитывая, что поначалу многие ассоциировали это проект с попыткой создать контрпропагандистский проект Кремлю.

Лозунг "Журналистика – по-настоящему", который был выбран русским вещанием LTV7, за пять лет его существования себя оправдал. Это история про журналистику, которая, что неудивительно, может быть неприятна тем, кто наверху, но зато вызывает доверие у аудитории.

Как в случае с эстонским телеканалом ETV+, который сначала с трудом пробивал свою дорогу в эстонском русскоязычном сообществе, а теперь стал одни из самых успешных в этом смысле русскоязычных проектов, русское вещание LTV7 смогло завоевать симпатии изначально скептически настроенной к нему аудитории.

Громкая история была с увольнением журналиста Олега Игнатьева – одной из главных звезд Русского вещания LTV7. Когда националисты потребовали от него особого отношения, он просто хлопнул дверью. Этот урок тоже был учтен: влияния Нацблока на редакцию русского вещания нет никакого.

Но зуб есть. И желание "заткнуть рот" тоже.

Думаю, что русское вещание LTV7 переживает этот кризиc, но жить с постоянно занесенным над тобой чиновничьем мечом, конечно, не идет на пользу журналистам. Но, видимо, такова цена. Хочешь заниматься журналистикой в Латвии, тем более на русском языке – помни, что "большой брат" следит за тобой. Хотя брат, конечно, не большой. И скорее жалкий, чем страшный.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме