Латвийский активист Дэги Караев получил ответ из Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) с опозданием как минимум в две недели, в поврежденном конверте без штампов. По его мнению, здесь поработали спецслужбы.
"Получил ответ из Европейского суда по правам человека на мой иск касательно перевода дошкольного образования на латышский язык. Вы можете назвать меня чрезмерно подозрительным или даже сумасшедшим, но это никак не меняет того факта, что письмо я получил в порванном и заклеенном виде, без единого штампа с датой отправки или получения и с опозданием как минимум на две недели", – написал Караев на своей странице в Facebook.
В ответе ЕСПЧ было также предупреждение о том, что в случае, если до 15 января Караев не отправит документ, подтверждающий, что его ребенок посещает детский сад, дело прекратят.
"Повторюсь – письмо я получил сегодня – 2 февраля 2021 года. И как прикажете доказывать и обосновывать эту уважительную причину? А почему письмо было вскрыто? Уверен, в том числе и по топорности реализации – это дело рук латвийских спецслужб. Были ли приняты ваши заявления, вы получили подтверждения?" – добавил он.
Впоследствии Караев отметил, что спецслужбы могут быть и ни при чем. Дело в том, что почтовое отделение, куда должен был прийти ответ, переносилось несколько раз. Тем не менее Караев планирует обратиться в Госполицию с просьбой проверить возможное нарушение тайны переписки.
Правозащитник Владимир Бузаев в комментариях к посту активиста Дэги Караева отметил, что произошедшая ситуация – не единичный случай.
"Аналогичный случай был у нас при посылке коллективной жалобы весом примерно в 20 кг от имени нескольких десятков военных пенсионеров. Правда, до суда она так и не дошла, просто вернулась к нам в трех кучах бумаг с несколькими разорванными листочками. Мы документировали движение жалобы, восстановили ее содержимое и отправили в суд еще раз, аргументированно попросив восстановить пропущенный не по нашей вине шестимесячный срок, что и было судом сделано. Тоже на спецслужбы мысленно пальцем указали, да кто ж это проверит?" – рассказал Бузаев.
"Это одна из причин, почему мы стремимся послать туда сразу много индивидуальных жалоб. По детским садикам на данный момент благополучно зарегистрированы 23 жалобы, а по пяти идет переписка с судом на тему о досылке некоторых документов", – добавил он.
Правозащитник также отметил, что в целом из примерно 200 сообщений в ЕСПЧ, по его наблюдениям, было зафиксировано две проблемы с повреждением писем и дважды письма просто исчезали в канцеляриях суда.
Иски в ЕСПЧ связаны с решением Конституционного суда Латвии, который в июне 2020 года признал соответствующими Сатверсме правила кабинета министров, устанавливающие латышский язык как главный язык ежедневного общения для детей с пяти лет в дошкольных образовательных учреждениях Латвии.