Президент Латвии не может угомониться со своим госязыком

Президент Латвии Эгилс Левитс
Sputnik

Виктор Петровский

"Отец преамбулы Конституции" Эгил Левитс призвал латвийское правительство побыстрее решить вопрос с исключением "необоснованных требований знаний русского языка с рынка труда".

Президент Латвии Эгилс Левитс снова решил заявить о себе. За год с начала пандемии глава государства отметился несколькими инициативами – в основном "лингвистического плана". В этот раз "отец преамбулы Конституции" призвал правительство побыстрее решить вопрос с исключением "необоснованных требований знаний русского языка с рынка труда".

Рулевые из Нацблока

Все оценки, конечно, субъективны, но Левитс, похоже, просто не знает, как ему о себе напоминать. Старый недобрый проверенный способ – разыгрывать национальную карту – тоже не работает так, как раньше. В период пандемии плохо всем, и искусственные информационные поводы, которые генерирует глава государства, не вызывают ничего, кроме раздражения.

Нацблок, который называют столпом президента Левитса, возможно, испытывает определенную радость от подобных инициатив, но остальным это, по большей части, безразлично. Хотя нет – русскоязычное население на подобные высказывания откликается негативно. Но Левитса, понятно, это особо не волнует. Русскоязычные не могут повлиять на его переизбрание, а вот Нацблок может. И надо как-то пытаться соответствовать роли националистически мыслящего лидера.

Президент написал письмо правительству, отметив, что кабмин будет принимать решение об утверждении основных установок в сфере политики государственного языка на 2021–2027 годы и должен решить вопрос с требованием знания русского языка на рынке труда.

"Президент Латвии призвал в ближайшее время в сфере политики государственного языка устранить дискриминацию на рынке труда, необоснованно требуя знания русского языка", – сообщает пресс-служба главы государства.

Далее в игру вступает уже сам господин Левитс. Вот что он пишет Кабмину.

"Я ожидаю принятия конкретных мер и модели действий, чтобы искоренить бессмысленные требования знания иностранных языков на рынке труда, которые затрудняют реализацию планов многих людей по устройству своей жизни и созданию карьеры в Латвии, а также не способствуют формированию сплоченного общества на основании единого государственного языка", – говорится в письме президента правительству.

Также Левитс призвал разработать дифференцированную политику в отношении английского языка, способствуя его широкому освоению, но одновременно устраняя его деструктивное влияние на латышский язык.

"Развитие и устойчивость латышского языка укрепляют его использование в публичном пространстве и доступность качественного контента на латышском языке по самым разнообразным вопросам жизни общества. Поэтому политика государственного языка должна целенаправленно способствовать обеспечению доступности качественного контента на государственном языке", – отметил Левитс.

"А вы ждали от Левитса другого?"

Депутат Европарламента, экс-мэр Риги Нил Ушаков раскритиковал призыв президента Латвии Эгилса Левитса оперативно избавиться от требований знания русского языка на рынке труда.

"Я правильно понимаю, что у нас в стране все в полном порядке? Эпидемия закончилась, все привиты, экономика восстановлена, у всех есть работа и достойная оплата труда. Поэтому президент может позволить себе поговорить о языках? Что происходит с нашей страной, что почти каждый последующий президент хуже предыдущего?" – написал Ушаков в Facebook.

Нил Ушаков в Европаламенте
© Sputnik / Алексей Витвицкий
Нил Ушаков в Европаламенте

Также с критикой президента выступил экс-министр образования и науки Вячеслав Домбровский.

"Появились новые данные социологических опросов. Оценка работы правительства падает камнем вот уже шесть месяцев подряд и в марте достигла отметки в 80%. Именно такой процент жителей Латвии негативно оценивает работу правительства (данные Евробарометра SKDS). Оценка работы президента регулярно не меряется, но подозреваю, там ситуация не лучше. Если не хуже.

Что нужно делать в такой ситуации? Правильно. Поднимаем языковой вопрос. Причем заметим – в ситуации стремительно падающего рейтинга своего правительства сам премьер [Кришьянис] Кариньш не пустился "во все тяжкие" этнические и языковые вопросы! Это делает ему честь. Ну, а от президента Левитса разве мы ожидали чего-то другого?" – написал он.

Вячеслав Домбровский
Вячеслав Домбровский

И продолжил.

"Насколько реально ограничить использование языка? Совершенно нереально. Напомню, для почти 40% населения Латвии латышский язык не является родным. Наша экономика основана на конкуренции и свободе выбора. Одни из самых незыблемых ее законов: "клиент всегда прав!", и "если хочешь продать свой товар, говори на языке клиента!".

Так что президент Левитс может предлагать какие угодно запреты и ограничения, большинство Сейма может послушно принимать соответствующие законы, полицейские и инспекторы могут сколько угодно трепать нервы бизнесменам. Но! Бизнес будет искать продавцов со знанием латышского, русского (и желательно английского) языков! Или потеряет больше трети клиентов конкурентам", – размышляет политик на своей стене.

Он считает, что выход из этой ситуации есть.

"Я не раз говорил, что институт Президентства в нашей стране зашел в тупик. В духе Сатверсме была идея о Президенте, который был бы над политикой, который бы объединял, а не разъединял, и помогал бы вести страну к свету и процветанию. Реально у нас сегодня президент, который является неотъемлемой частью правящей коалиции и проводит ее политику. Можно сказать и точнее. У нас президент, представляющий Национальное Объединение. И я считаю, что выход из этого тупика только один – всенародно выбранный Президент", – написал Домбровский.

А пока Левитс может наслаждаться зарплатой, резиденцией, статусом и личным секретарем, водителем и охраной, которых ему оплачивают все жители Латвии. В том числе и те, которые говорят на русском языке.

Для того, чтобы в Латвии обеспечить себе долгую и сытую жизнь в политике, нужно следовать простым правилам – не раздражать партии, от которых зависит переизбрание, не пытаться что-то изменить в лучшую сторону, а просто сидеть на стульчике в Рижском замке и время от времени поднимать вопрос "русского языка".

В общем, не мешать серьезным дядям и тетям заниматься настоящими делами. Роль свадебного генерала Левитсу подходит лучше всего. И он прекрасно с ней справляется.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме