"Его взрывали, но погибли сами". История мемориала, который изводит националистов Латвии

Памятник Освободителям Риги
© Sputnik

Александр Филей

Тема: Война с памятниками

Памятник воинам Советской армии в Риге воплощает связь с героическим прошлым и не дает забыть ту жертву, которую наши деды, прадеды и даже уже прапрадеды принесли во имя мира на нашей земле.

Всем рижанам и латвийцам прекрасно известен Памятник воинам Советской армии – освободителям Советской Латвии и Риги от немецко-фашистских захватчиков. Так звучит его полное название.

Каждый год 9 мая к нему приходит несколько сотен тысяч человек – благодарных потомков великих победителей нацизма. Приходят по зову сердца. Возлагают цветы, слушают музыку военных лет, разговаривают с ветеранами, делятся мнениями о происходящем в Латвии. Это – народная традиция.

По сей день она служит своеобразным инструментом идеологической консолидации русского населения республики. Памятник воинам Советской армии воплощает нашу связь с героическим прошлым и не дает забыть ту жертву, которую наши деды, прадеды и даже уже прапрадеды принесли во имя мира на нашей земле.

Акция "Бессмертный полк" в Риге, 9 мая 2019
© Sputnik
Акция "Бессмертный полк" в Риге, 9 мая 2019

Все начиналось с парка

Любой памятник – это культурно-исторический концепт, воплощенный в материю. И Памятник освободителям в Задвинье – не исключение. Он был торжественно открыт 5 ноября 1985 года. Место было выбрано уже с историей. Парк, основанный в 1910 году последним русским императором Николаем Вторым в честь первого императора Петра Первого – "присоединителя" Прибалтики к России. Это были последние мирные годы Российской империи. Через четыре года разгорится невиданное в истории Европы противостояние.

После Первой мировой войны на границе парка и деревянных жилых домов обосновались огородники. В межвоенные годы огороды ушли. Власти Латвии обустроили здесь площадь, где регулярно проводились военные парады и смотры. Вскоре Площадь победы стала объектом пристального внимания со стороны авторитарного правителя Карлиса Ульманиса. Диктатор планировал построить здесь масштабный спортивный комплекс в подражание Олимпийскому центру гитлеровской Германии. Но не сложилось.

А уже после войны, 3 февраля 1946 года, здесь по приговору воентрибунала Прибалтийского военного округа был казнен нацистский преступник Фридрих Еккельн со своими сподвижниками, чиновниками оккупационной администрации Остланда.

Парк Победы в Риге
© Sputnik
Парк Победы в Риге

Решение принято

Моменту открытия памятника предшествовала долгая подготовительная работа. Еще 31 октября 1974 года ЦК Компартии Латвии и Совет министров Латвийской ССР подписали постановление о сооружении памятника в честь воинов-освободителей Риги и Советской Латвии. 8 мая 1975 года – в канун наступающего тридцатилетия Великой Победы – состоялась торжественная закладка памятника. Но до финала было еще далеко.

Этот памятный комплекс со стелой высотой в 79 метров уникален по целому ряду факторов. Его возводили по проекту местных, латвийских мастеров. Но могло случиться и по-другому – в конкурсе проектов приняло участие двадцать работ, большая часть которых была представлена мастерами из России и Белоруссии. Пришлось выдержать ожесточенную конкуренцию.

Конкурс был объявлен в 1978 году.

В процессе работы латвийские скульпторы, архитекторы и художники, инженеры-конструкторы сами потянулись друг к другу, создав сплоченный творческий коллектив.

Его идейными вдохновителями были Александр Романович Бугаев, уроженец Воронежа, сын командира эскадрильи бомбардировочной авиации, выпускник Суворовского училища и Латвийской академии художеств, и Лев Владимирович Буковский, выпускник архитектурного факультета ЛУ и Флорентийской академии художеств. Команду собирал заместитель главного архитектора Риги Эрмен Балиньш, который тоже принимал активное участие в проектировании будущего монумента.

Первый этап оценки прошел в здании Биржи. Комиссия была строгой и взыскательной – первое место решили не присуждать. Зато группа Бугаева удостоилась хвалебного отзыва. А вот второй этап ознаменовался активными творческими поисками. Сам Александр Романович признавался, что долго не мог выбрать оптимальную модель и перепробовал множество версий будущего памятника.

Долгими днями художник Бугаев работал в своей мастерской, экспериментируя с формами и пропорциями. Наконец, он случайно, будто по наитию, обратился к теме праздничного фейерверка из пяти звезд, каждая из которых символизирует год войны. Главная, центральная звезда олицетворяет год Великой Победы. И этот вариант оказался победным. Макет был выставлен на всеобщее обозрение в Центр пропаганды архитектуры и градостроительства в здании церкви Святого Петра. И получил одобрение маршала Советского Союза Ивана Христофоровича Баграмяна, освобождавшего Ригу в октябре 1944 года.

Стройка в разгаре

Затем началось строительство мемориала. В Ригу для этих целей были приглашены опытные московские метростроители. Несколько бригад из столицы РСФСР внесли свой вклад в создание Памятника освободителям. Скульптурный ансамбль Родины-Матери и трех воинов, возвращающихся домой после Победы, был отлит в мастерских Ленинграда. Гранитные плиты привезли из Украинской ССР. Доломит, которым была облицованы грани стелы, был доставлен с острова Сааремаа.

Немалую роль в строительстве сыграли и рабочие из Киева. Между прочим, киевляне уже проявили себя с лучшей стороны при реализации другого важного проекта в советской Риге. Речь идет о Горьковском (ныне Вантовом) мосте, силуэт которого дополняет образ латвийской столицы. Общая смета расходов достигла 2,5 миллионов рублей, часть которых была добровольно пожертвована латвийцами. Так что можно считать этот памятник поистине всенародным и – с учетом помощи из Москвы и Киева – в чем-то межреспубликанским.

Примечательно, что рижский памятник в честь Великой Победы стал последним крупным мемориалом на эту тему в истории Советского Союза, который в те годы как раз переживал тяжелый период "перестройки и гласности". После этого в других республиках СССР не было открыто ни одного подобного памятника. Латвия, к счастью, успела войти в историю.

Мемориальный комплекс "Памятник воинам Советской Армии — освободителям Советской Латвии и Риги от немецко-фашистских захватчиков" в Риге
Sputnik
Мемориальный комплекс "Памятник воинам Советской Армии — освободителям Советской Латвии и Риги от немецко-фашистских захватчиков" в Риге

Покушения на памятник

Правда, сразу же после объявления независимости официальная Латвия пошла по пути реабилитации нацизма. И объявила Памятнику воинам Советской армии – освободителям Советской Латвии и Риги от немецко-фашистских захватчиков – войну. И эта война далеко не всегда была холодной.

Еще в 1996 году состоялся съезд Движения за национальную независимость Латвии (ДННЛ) – одиозной организации, записавшей во враги "свободной Латвии" все советское и русское. Ораторы-ультранационалисты добились включения в декларацию съезда резолюции о сносе памятника. Это вызвало бурю праведного возмущения среди русского населения. Провокация ДННЛ шла вразрез с официальным российско-латвийским соглашением об охране памятников, заключенным в 1994 году.

Горячие головы из неонацистских сообществ восприняли букву резолюции как руководство к действию. Всплывшая из исторического небытия фашистская организация "Перконкрустс" ("Громовой крест") осуществила попытку взрыва Памятника освободителям Риги. Группа подрывников собралась внушительная – одиннадцать человек. Решили действовать в ночь на 6 июня 1997 года.

Однако взрывчатку они не донесли – детонатор оказался бракованным. Двое перконкрустовцев погибли, остальные отделались легким испугом.

Памятник пострадал и нуждался в реставрации. После выборов 1997 года в Рижскую думу благодаря активности русских избирателей четыре места получила партия "Равноправие". После отставки Мариса Пургайлиса пост мэра занял Андрис Берзиньш, который отчаянно нуждался в поддержке русских политиков. Ради получения этой поддержки он пообещал выделить средства из городского бюджета для восстановления памятника в Задвинье. И обещание выполнил.

9 мая к Памятнику освободителям снова придут благодарные потомки великих победителей. И площадь у стелы будет покрыта цветами. И это хороший знак. Пока жива историческая память, жива и община. А тем, кому не нравится итог Великой Отечественной войны, можно только посочувствовать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме