"Патриоты, на помощь!". Власти Латвии сравнили латышский с телесными наказаниями

Учебники, по которым учатся дети в русской школе в Латвии.
Sputnik

Как правительство Латвии объяснило Европейскому суду по правам человека необходимость закрытия русских школ, рассказала правозащитник Елизавета Кривцова.

Правительство Латвии в пояснении для Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по поводу школьной реформв сравнило латышский язык с телесными наказаниями, применявшимися некогда в ирландских школах. Об этом рассказала юрист и правозащитник Елизавета Кривцова, приведя отрывки из пояснения на своей странице в Facebook:

"Патриоты, на помощь! Правительство сравнивает латышский язык в школах с применением телесных наказаний! В своих пояснениях ЕСПЧ правительство объясняет роль латышского языка через сравнение с телесными наказаниями, применявшимися некогда в ирландских школах. Объясните, как люди, любящие латышский язык и желающие лучшего нашим детям, могут такое написать?".

Кривцова задается вопросами: "Каких результатов можно ожидать от системы образования, когда ее задачи редуцируются до освоения латышского языка? Оценив документ, она также пришла к выводу, что никто из консультантов правительства не поинтересовался стандартами образования и не выяснил, что цели, задачи и методы – это разные вещи.

"Может, всех этих консультантов обязать один день в неделю отрабатывать учителем латышского языка? Больше пользы будет – и латышскому языку, и школе", – написала Кривцова.

Она привела выдержки из ответа правительства на вопросы ЕСПЧ, направленные в рамках процесса по иску родителей, несогласных с ликвидацией русскоязычных школ в Латвии.

Латвийское правительство указывает:

"Точно так же, как телесные наказания в деле "Кэмпбелл и другие против Великобритании" были признаны составляющей частью процесса образования, язык преподавания в Латвии, хотя может казаться, что он входит в число составляющих, которые подпадают под внутреннее администрирование школ, на самом деле является частью процесса, посредством которого школа, будь то частная или государственная, добивается цели, для которой создана – обеспечить образование детям, которое было бы признано и аттестовано государством".

В ответе правительства также говорится, что язык преподавания в Латвии – не только средство обучения, но и "цель и стандарт обучения".

Напомним, с 2021 года, согласно поправкам к закону об образовании, все обучение в средних школах будет проходить на латышском языке, в основных школах на нем будут 80% предметов, а в начальных – 50%. Постепенный переход к этой системе уже начался.

Согласно правилам Кабмина, с 1 сентября прошлого года латышский язык основным языком во всех учреждениях дошкольного образования.

Эти изменения вступили в силу несмотря на то, что в Латвии 40% населения составляют русскоязычные.

Потому многие родители, а также ряд политиков решили бороться против реформы в международном суде. Сейчас ЕСПЧ рассматривает иск родителей против последних языковых ограничений в детских садах, в публичных школах и частных школах. Ожидается, что решение судебный орган вынесет в начале следующего года.

Латвийские активисты направили в Страсбург около полутора сотен исков трех типов: против реформы в детских садах, частных школах и государственных школах.

В марте этого года ЕСПЧ направил правительству Латвии вопросы, среди которых:

  • Гарантируется ли право на продолжение уже начатого образования на языке, кроме государственного?
  • Ущемляют ли ограничения на использование русского языка саму суть права на образование или его эффективность?
  • Затронуто ли право на уважение частной и семейной жизни?
  • Были ли ограничения предсказуемыми, имели ли легитимную цель и были ли соразмерны цели?
  • Сбалансировало ли государство интересы различных групп?

Ссылки по теме