Состояние главного монумента Победы в Латвии – Памятника освободителям Риги в Пардаугаве – уже давно вызывает опасение и недовольство латвийцев.
В самом деле: плиты отваливаются на глазах (после чего, между прочим, бесследно исчезают); площадь зарастает сорняками и высокой травой, которую по мере сил и возможностей убирают лишь активисты и волонтеры (несмотря на то, что за его состоянием должно следить Рижское агентство по памятникам).
К тому же, на монументе регулярно появляются вандалистские надписи и рисунки, которые опять-таки замечают и стирают лишь активисты, в то время как муниципальной полиции до сих пор не удалось поймать ни одного вандала – видимо, камеры, которыми обвешан памятник, выполняют лишь функцию елочной игрушки.
Каковы могут быть последствия такого попустительства? Не повторится ли сценарий с Памятником освободителям в Елгаве, который сначала довели до плачевного состояния, затем увезли на "реконструкцию", да так и не вернули?
Конечно, Памятник освободителям Риги увезти не получится, но в какой-то день стражи порядка вполне могут огородить его красной лентой под предлогом того, что к нему опасно приближаться.
Когда были заседания комиссии Сейма, на которых решался вопрос о сносе памятника, прозвучало даже такое предложение: мол, давайте с памятником ничего не делать, подождем, пока он разрушится, а потом его закроем.
Судя по всему, правящая элита именно этим путем и собралась идти, поскольку Рижская дума не выделяет никаких денег на тотальную реконструкцию памятника.
18 ноября 2020 года член правления Латвийского антинацистского комитета, депутат Елгавской думы от "Русского союза Латвии" (РСЛ) Андрей Пагор открыл "Фонд исторического наследия". Он занимается сбором средств на реконструкцию памятника. Если дело пойдет, то через него можно будет собирать деньги и на ремонт и других памятников Победы в Латвии, и на подарки ветеранам к Новому году.
Однако путь создания фонда был очень непрост. Первой проблемой стало открытие счета в банке.
"Полгода я пытался открыть счет в латвийском банке. Обращался ко всем, но от всех получал отказ. Сначала они требовали всю документацию – по поводу меня, по поводу учредителей фонда, по поводу работы фонда и т.д. После того, как я им все предоставлял, мне звонила какая-нибудь работница банка, извинялась и говорила, что открыть счет не могут. Причин не объясняли и отказывались прислать письменный ответ с объяснениями. Наконец, удалось открыть счет в литовском банке. Я со своей депутатской зарплаты уже положил туда деньги", – рассказал Baltnews Пагор.
Он добавил, что единственной возможностью было организовать народными силами фонд, в который люди бы жертвовали деньги, и на эти деньги постепенно можно было бы начать реконструкцию памятника:
"И это было бы правильно, ведь и памятник был в свое время воздвигнут на пожертвования народа Латвии: кто – по рублю, кто – по два. Люди жертвовали деньги со своей зарплаты".
Помимо ремонта памятника, у фонда есть и другие цели – это сбор средств для помощи ветеранам и узникам, проведение памятных мероприятий и ремонт других исторических объектов, рассказал елгавский депутат.
"Надо понимать, что политические реалии в нашей стране таковы, что сохранить нашу память и символы нашей Победы мы можем только своими силами, ни на кого не рассчитывая", – подчеркнул Андрей Пагор.