Памятник советским воинам-освободителям Риги находится в аварийном состоянии, сообщил член правления Русского союза Латвии и Антинацистского комитета Андрей Пагор. Для его восстановления еще 18 ноября 2020 года был зарегистрирован специальный Фонд исторического наследия, который, по задумке, должен был заниматься восстановлением монументов на пожертвования.
Для работы Фонда необходимо открыть счет, однако с этим возникла проблема. По словам Пагора, документы для открытия счета были направлены в банк Citadele.
"Со стороны банка начались вопросы. Сначала эти вопросы мне казались логичными: с кем вы будете сотрудничать, откуда будет вестись сбор средств, на что вы будете их тратить. На все вопросы в письменном виде я предоставил ответы. Мы сообщили банку, что первый объект, которым мы хотим заняться, – Памятник освободителям Риги", – сообщил Пагор Baltnews.
"Мы также сказали банку, что первое, что мы планируем сделать, – собрать средства для проведения экспертизы [состояния памятника], чтобы на руках у нас был конкретный список работ: что нам надо делать и сколько это стоит, чтобы мы могли людям показать, сколько денег нам надо было собрать, и сколько мы собрали в итоге", – добавил он.
Далее, по словам юриста, банк повел себя странно и стал запрашивать полную информацию о том, с кем Фонд намерен сотрудничать, а также о политической составляющей Фонда.
"Не секрет, что я являюсь членом правления Русского союза Латвии. На мое имя также зарегистрированы организации, у которых есть счета в этом же банке. Однако банк начал интересоваться политической составляющей вопроса: то есть как РСЛ будет относиться [к Фонду], будет ли партия финансировать его", – рассказал Пагор.
В итоге в открытии счета было отказано. Примечательно, что банк не стал объяснять причину такого решения и не направил письменное уведомление.
"Я думаю, что это связано с тем, что у банков есть тотальный контроль за всеми людьми, они читают, что пишут про людей, в том числе в социальных сетях, СМИ. Если ты борешься за георгиевскую ленточку, памятники, выходишь праздновать 9 мая, идешь убирать братские захоронения, то банку хватает этой информации, чтобы поставить тебя в "черный список". Я уверен, что "черные списки" существуют во всех банках", – отметил Пагор.
"Кроме того, скорее всего они направляют запрос в компетентные органы, которые дают оценку по возможности открытия счета. Однако отмечу, что стопроцентной информации у меня нет, хотя на протяжении многих лет сталкиваюсь с такой системой и понимаю, что так происходит, как я это описал".