Ведущие издания и политики из ЕС и США постоянно говорят об энергетическом рынке Евросоюза. Обсуждается российский газопровод "Северный поток–2", трубопроводы в Балтии Baltic Pipe и GIPL, СПГ-терминалы в Польше и других государствах Евросоюза. Иногда даже вспоминают про потенциальную добычу углеводородов на спорном морском участке вблизи Кипра.
Но вот про инициативу "Трех морей" западные СМИ почему-то практически ничего не говорят. Вокруг него нет такого ажиотажа, как в случае с проектами различных газопроводов в Балтийском регионе. А ведь "Трехморье" – это более масштабная задумка, чем постройка какой-нибудь одной или двух веток для прокачки "голубого топлива".
Еще в 2017 году американский президент Дональд Трамп на саммите инициативы "Трех морей" говорил о важности переориентации европейского энергетического рынка на поставки углеводородов из США. Страны Балтии очень положительно и с большим энтузиазмом отнеслись к такой инициативе.
Все-таки речь шла о создании целой сети газовых магистралей, которые должны были вытеснить российские углеводороды из Центральной и Восточной Европы. Но почему сегодня инициатива "Трех морей" никому не интересна?
Об "убийце российского газа" все забыли
"Трехморье" – это объединение двенадцати государств ЕС, расположенных в Центральной и Восточной Европе. Цель такой организации – создать сеть газовых магистралей, которые будут "питаться" от СПГ-терминалов, обеспечив континент поставками углеводородов.
Официально среди задач этого объединения присутствует еще сотрудничество в области железнодорожных перевозок, интернет-коммуникаций, поставок электричества. Но все это лишь фон. Истинная причина создания подобного объединения – это все-таки распределение и транспортировка газа в Европе.
"Изюминка" проекта кроется в географическом расположении стран-участниц, которые имеют выход к Адриатическому, Балтийскому и Черному морям. Всего в таком проекте 12 государств: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Австрия, Венгрия, Словения, Хорватия, Румыния и Болгария.
Разумеется, в инфраструктуру "Трехморья" предлагается закачивать именно американский СПГ, который может составить якобы справедливую конкуренцию российским углеводородам.
Но несмотря на весьма внушительный размах такого проекта, о нем почему-то сегодня не говорят. Неужели между этими странами ни происходит никаких консультаций, не подписываются контракты, не ведется разработка документации для постройки магистралей? Удивительно, но все это есть.
Напомним, в феврале 2020 года на Мюнхенской конференции по безопасности госсекретарь США Майкл Помпео заявил, что его страна выделит для инициативы "Трех морей" один млрд долларов. В начале мая этого года, как пишет The Baltic Course, в инвестиционном фонде этого объединения заявили о выделении от трех до пяти млрд евро на инфраструктурные проекты своих 12 стран-участниц. В этом же месяце государственный институт финансирования развития Латвии Altum заявил, что готов инвестировать в "Трехморье" до 20 млн евро своих собственных или заемных денег.
Выходит, инфоповодов вполне хватает. Так почему в европейских и американских СМИ нет ажиотажа? Из-за чего об этом не говорят в Литве, Латвии и Эстонии – странах, где тема альтернативы российским углеводородам уже несколько лет считается мейнстримной?
Разногласия, о которых не говорят
У инициативы "Трех морей" есть проблемы. Много. Именно поэтому проект так долго существует только на бумаге. Дональд Трамп в 2017 году, конечно, похвалил это объединение, а госсекретарь недавно пообещал выделить для него миллиарды долларов, но это не решает проблему противоречий стран участниц.
Более подробно об этом для Baltnews рассказал политолог, доцент РГГУ Вадим Трухачев.
"Бывшие социалистические страны, которые состоят в инициативе "Трех морей", можно условно поделить на две части. Первая – откровенные русофобы. Вторая – более прагматичные страны. Все три государства Балтии можно отнести к первой категории. Сюда же можно вписать, хотя и в несколько меньшей мере, Румынию.
Именно поэтому они и присоединились к инициативе "Трех морей". Странам Балтии интересна не только финансовая составляющая проекта. Для них важно, что он направлен против интересов Москвы. Если сейчас появится какой-нибудь антироссийский проект, скажем, на юго-востоке Азии, то Литва, Латвия и Эстония с радостью к нему, хотя бы условно, присоединятся", – считает политолог.
При этом, как отмечает Вадим Трухачев, есть еще Венгрия, Чехия и Словакия, которых нельзя назвать откровенными русофобами. Они к явно антироссийским проектам относятся весьма осторожно. Есть и Польша – как бы ведущая страна "Трехморья". Она позиционирует себя как некий смотрящий за проектом от лица США.
Но не все участники инициативы "Трех морей" хотят видеть Варшаву в этой роли, впрочем, как и слепо дублировать внешнюю политику Вашингтона. Для чехов, венгров и словенцев такой расклад не кажется чем-то привлекательным.
"Сами Соединенные Штаты не проявляют особого рвения, когда речь заходит о "Трехморье", по довольно простой причине. Им сейчас не до этого. Конечно, США не отказываются от проекта полностью. Его просто отложили в сторону. К примеру, если на следующих выборах президентом станет Джо Байден, то о "Трехморье" быстро вспомнят.
Этим проектом сейчас в США интересуется только польское лобби. Оно, безусловно, обладает серьезным влиянием. Но кроме него есть и более сильные лобби. А вот им сейчас явно не до этого проекта. Их интересуют другие более важные для Вашингтона события", – уверен доцент РГГУ.
В чем не хотят признаваться США?
Очевидно, что нефтяные войны, коронавирус и десятки миллионов безработных сейчас для Вашингтона намного важнее "Трехморья". Но что мешало заниматься созданием сети таких магистралей и налаживанием поставок американского СПГ раньше? Время для разработки и введения санкций против "Северного потока–2" нашли, а для инициативы "Трех морей", выходит, нет?
Как объяснил Baltnews аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, даже если поставки газа в рамках "Трехморья" заработают на полную мощность, будут проблемы с покупателями.
"США продвигают уже несколько лет этот проект. Для его реализации предполагается использовать польский и хорватский СПГ-терминалы, с которых в магистрали можно будет закачивать уже конвертированный в обычное состояние газ.
Считается, что лояльные к США страны будут готовы покупать такой продукт, тем самым вытесняя Россию с европейского рынка, лишая ее возможности заработать на экспорте "голубого топлива". Но для покупателей газа с финансовой точки зрения такой план немного сомнителен", – уверен эксперт.
Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности напомнил, что на инициативу "Трех морей" сегодня никто не спешит выделять крупные суммы. Все только говорят о том, что потратят деньги, но никто этого не делает. Финансовая сторона этого проекта – это вообще очень скользкая тема. Возможно, США хотят, чтобы "Трехморье" было профинансировано за счет европейских фондов. Но даже если ЕС на это согласится, проблемы все равно останутся.
"Допустим, вся инфраструктура "Трехморья" будет построена и начнет функционировать так, как этого хочет Вашингтон. Встанет вопрос о готовности покупать американский СПГ по весьма непривлекательным ценам. Одно дело, когда его разово приобретают для польского и литовского терминалов, но совсем другой разговор, если речь пойдет о регулярных поставках. Найдутся ли постоянные покупатели на газ с такой стоимостью?" – задается вопросом эксперт Финансового университета при Правительстве РФ.
США можно понять. Они хотят получить большую долю на европейском рынке, перекрыв каналы экспорта газа из РФ. Страны Балтии тоже жаждут этого, ведь антироссийская повестка и идея полного отказа от углеводородов Москвы – это важнейший фактор их внешней политики.
Но Россия не отказывается от своих проектов, она последовательно их реализует, несмотря на все создаваемые Западом преграды. Москва не позволила американским компаниям вытолкнуть ее из ЕС. Она обошла Вашингтон даже по объемам СПГ на европейском рынке.
Как бы США ни хотелось вытолкнуть российские углеводороды с помощью "Трехморья", им не удастся решить проблемы противоречий между странами Центральной и Восточной Европы. А даже если и получится, все равно остается вопрос цены. Никто не захочет покупать более дорогой американский газ.
Именно поэтому мы сегодня практически ничего и не слышим об инициативе "Трех морей". Увы, но конъюнктура для раскрутки подобной темы совсем не та.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.