Перенос производства из Китая в Прибалтику: нам бы сказку сделать былью

В Ригу прибыл первый поезд из Китая.
BaltNews.lv

Илья Круглей

Пандемия в перспективе заставит многие государства пересмотреть свой подход к развитию экономики. Некоторые уже сейчас занимаются реорганизацией легкой и тяжелой промышленности. В Прибалтике даже надеются стать новой "производственной кузницей" для ЕС.

Пандемия заставляет сегодня многих людей задуматься над тем, насколько их государство самодостаточно. Коронавирус нанес сильный удар по мировой экономике и логистике. Возможно, из-за этого даже в прибалтийских странах стали активно обсуждать идею постройки заводов на своей территории. Латвийская пресса вдруг вспомнила, что производство, то есть реальный сектор экономики, – это главный драйвер роста для любой державы.

В некоторых изданиях Балтии стали даже звучать призывы – перенести китайские заводы на территорию Латвии или ее соседей по региону. Логика предельно проста. Считается, что ЕС из-за коронавируса захочет перенести часть производства из Азии обратно в "Старый свет", а значит у Прибалтики появится шанс для постройки заводов на своей территории.

Впрочем, говорить о важности легкой и тяжелой промышленности – это одно, а вот организовать подобное – задача более серьезная.

Перенос заводов из Китая – это утопия?

В латвийском издании Baltijas Balss даже стали рассуждать о том, что надо переманить те заводы, которые Европейские компании сейчас в массовом порядке станут выводить из Китая.

"Надо переносить заводы, которые сотрудничают с нашими уже существующими партнерами из США и Европы. Это даст работу многим латвийским фирмам, ученым, которые сделают нашу экономику более успешной", – цитирует прибалтийская пресса латвийского ученого Каспарса Берзиньша, который работает в Пекинском технологическом институте.

Разумеется, он сам же признает, что такая задача весьма сложная. Каспарс объясняет, что Китай не просто так стал "кузницей мира". Пекин десятками лет нарабатывал технологии производства в самых разных сферах. Он привлекал лучше кадры и за 40 лет воспитал множество новых специалистов.

"Молодых инженеров так много, что можно выбрать лучших из лучших. При этом банки КНР постоянно финансируют развитие реального сектора экономики", – рассказывает Каспарс в интервью журналу lr.

Но способна ли Рига сделать то же, что и Пекин? Скорее всего, нет. Сможет ли Латвия заинтересовать китайского инвестора? Тоже вряд ли. Промышленный эксперт кандидат экономических наук Леонид Хазанов в беседе с Baltnews объяснил, почему.

Он напомнил, что китайские компании практически не создают предприятий за пределами своей родины. Подобное, конечно, случается, но с рядом оговорок и крайне редко.

"Пекин проводит жесткий курс на развитие индустрии именно в КНР. Он не возражает, если компании приобретают рудники за пределами Китая, так как он очень зависим от импорта руд и концентратов черных и цветных металлов.

Правительство в ряде случаев одобряет покупку металлургических заводов, однако их число сравнительно невелико. Еще меньше случаев строительства китайскими производителями предприятий за границей.

Места для их размещения выбираются крайне тщательно, исходя из перспектив рынка конкретной страны, налоговых и административных преференций и других факторов", – объяснил эксперт.

Именно поэтому, как уверен Леонид Хазанов, Great Wall Motor и решила создать автомобильный завод в индустриальном парке "Узловая" в Тульской области, а не в какой-нибудь из трех существующих в Латвии свободных экономических зон.

Хотя Рига и состоит в ЕС, по своему промышленному потенциалу она проигрывает Финляндии, не говоря уже про Германию или Францию. С точки зрения логистики, Латвия находится далеко от рынков главных членов ЕС. Китайцам выгоднее строить предприятия в Западной Европе, нежели в Прибалтике.

"Чтобы Латвия и ее соседи по региону стали новым промышленным центром в ЕС, ими должен заинтересоваться серьезный бизнес. Однако с Россией сотрудничать они не хотят, Германии, Франции или Италии они безразличны, а для Китая Прибалтика бесперспективна", – уверен промышленный эксперт.

Есть ли потенциал для "скачка"?

Нужно отдать должное идее, о которой говорил латвийский ученый Каспарс Берзиньш. Рига действительно обладает неким потенциалом. Если верить отчету аналитиков из Baltic Market и их топу-500 компаний Прибалтики (по годовому обороту), то три предприятия из первой пятерки рейтинга – это латвийские фирмы. Риге есть чем гордиться.

Но есть один нюанс. В этой "тройке" находятся латвийские компании, которые занимаются не производством, а предоставлением услуг, торговлей, транзитом.

SIA Uralchem Trading специализируется на экспорте химической продукции и является частью группы "Уралхим". Госпредприятие Latvenergo – поставщик 70% электроэнергии для всей страны. Elko Grupa – крупный дистрибьютор IT-технологий.

Увы, но в Латвии нет той платформы, с помощью которой можно убедить европейский и китайский бизнес перенести производство из КНР в Прибалтику.

Как рассказал создатель клуба венчурных инвесторов Itleaders и консалтинговой компании Klopenko Group Егор Клопенко, частично реализовать эту модель можно. Прибалтика действительно могла бы побороться за какие-то промышленные активы, особенно в той области, в которой цена доставки и сроки могут иметь большое значение.

Стоимость рабочей силы в Эстонии, Литве и Латвии значительно ниже среднеевропейской, а транспортная доступность очень хорошая за счет Балтийского моря и наличия больших портовых мощностей.

"Но при этом у Прибалтики есть один существенный минус – отсутствие рабочей силы в нужных объемах. Так что говорить о глобальном переносе предприятий из Китая в страны Балтии не приходится", – уверен Егор Клопенко.

Есть, правда, и другие отрасли. Например, в Латвии относительно неплохо развит туризм. Но и эта сфера деятельности не сможет убедить Китай и ЕС сделать Прибалтику привлекательной для крупных инвесторов.

Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев объяснил Baltnews причины. Он напомнил, что Латвия долгие годы пополняла бюджет за счет доходов от туристической отрасли, но она рухнула из-за коронавируса. Если раньше можно было рассчитывать на поддержку Евросоюза, то теперь Германия, Франция вошли в мощную рецессию. Они направят резервы на восстановление собственного бизнеса и производства.

"Туристическая отрасль Латвии будет восстанавливаться практически с нуля и довольно долго. Даже когда снимут ограничения на перелеты, люди не сразу поедут отдыхать – многие потеряли работу и доход.

Именно кризисная ситуация вынудила страны Прибалтики обратить внимание на производство. Однако маловероятно, что какие-то заводы будут перенесены в Латвию – это колоссальные затраты на перевозку оборудования (неизвестно, как это делать в период пандемии) и более высокие зарплаты", – отметил эксперт.

Кроме того, Пекин раньше всех справился с коронавирусом и сейчас запускает производство. Артем Деев уверен, что в таких условиях ни о каком переносе китайских заводов речи идти не может.

Наглядный пример и печальный вывод

Чтобы заставить Китай отказаться от своей стратегии по сохранению производства внутри страны, нужно предложить ему что-то невероятное. Ничуть не легче будет и убедить страны Западной Европы вернуть предприятия из КНР не к себе домой, а именно в Прибалтику.

Латвия, как и ее соседи, должна создать просто феноменальные условия для инвестора. Но где ей взять дешевые и качественные кадры, а также готовые промышленные площадки?

Юрий Петров, управляющий партнер в Tycoon – компании, инвестирующей в недвижимость в Эстонии, привел для Baltnews интересный пример. Эта история хорошо показывает, почему Прибалтике не стоит надеяться на превращение в новую "кузницу" для Европы.

"Уже больше десяти лет Сони Асвани, предприниматель из Сингапура, входит в топ-10 богатейших людей Эстонии. Но начался путь предприимчивого сингапурца в Прибалтике с других операций. Под обещание вложить крупные инвестиции в развитие производства, и только в Эстонии инвестировать 300 млн евро, на льготных условиях ему удалось получить контроль над несколькими предприятиями текстильной промышленности в Эстонии, Латвии и Литве.

Однако он быстро понял, что местная рабочая сила обходится ему намного дороже, чем работники на заводах в Африке и Азии. В результате все предприятия вскоре стали банкротами – производство остановили, персонал уволили, оборудование распродали", – рассказывает эксперт.

Цеха Балтийской прядильной мануфактуры, основанной в 1899 году и построенные до революции 1917 года, было решено продать девелоперам и построить на месте фабрики жилые комплексы. В 2017 году фирма Phoenix Land (принадлежит Асвани) заключила договор о продаже участков на улице Мануфактуури компании Endover KVB. Но собственностью Endover эти участки так и не стали.

"Между Асвани и Endover разгорелся спор, и в декабре 2019 суд наложил арест на земельные участки по иску Endover в связи нарушениями договора.

Ко мне Асвани и его представители обратились в январе 2020, они искали инвестора и надеялись привлечь российский капитал в размере 15 млн евро. За несколько дней до этого на территории Балтийской мануфактуры случился пожар. Сгорел памятник архитектуры – вилла первого директора фабрики, построенная в начале двадцатого века.

При пожаре погиб человек. В сложившейся ситуации я предложил Асвани дождаться завершения уголовного дела и пересмотреть цену, ведь новый владелец должен не просто купить землю, но и взять на себя весьма большую ответственность – создать рабочие места и выполнить перед городом обязательства которые так и не смог выполнить Асвани", – объясняет эксперт.

Именно поэтому Юрий Петров крайне скептически относится к теории "доброго китайского брата", который придет и построит заводы в Прибалтике. Эксперт считает, что если государства этого региона обеспечат равные права для инвесторов, чтобы те занялись возрождением производства, то это, скорее, привлечет россиян, а не китайцев.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме