Цены на газ в Европе подскакивают на фоне событий на Украине, введения санкций в отношении России, а также растущего риска сокращения поставок сжиженного природного газа, считают в аналитическом агентстве Rystad Energy.
"Крайняя неопределенность на рынке в связи с усилением военных действий <...> на Украине и аналогичным увеличением рисков санкций, которые вскоре могут затронуть и экспорт энергоносителей, вероятно, стали причиной резкого роста. <…> Более сильный риск, способный повлиять на рост цен (в оригинале bullish risk – ред.), связан с наиболее вероятным кандидатом на замещение российского трубопроводного импорта в Европе – СПГ", – говорится в материале.
Газовые рынки также следят за волатильностью на нефтяных рынках, поскольку цена на нефть марки Brent подскочила выше 110 долларов за баррель, и дальнейшее повышение возможно в случае нарушения физических потоков нефти из России.
Стоимость фьючерсов на газ по индексу наиболее ликвидного европейского хаба TTF в среду обновила исторический максимум и достигла 2226 долларов за тысячу кубометров. Котировки росли почти на 60%, после чего снизили темпы роста до 30–40%.
Будущее газопровода "Северный поток–2" также выглядит неопределенным. Вице-канцлер, министр по делам экономики и защиты климата ФРГ Роберт Хабек заявил, что в обозримом времени "Северный поток–2" не будет сертифицирован. При этом проект был полностью завершен и готов к запуску российского газа еще в конце прошлого года.
2 марта пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков во время брифинга заявил, что сейчас запуск газопровода невозможен, но он "никуда не денется". В Кремле надеются, что, когда "истерия" уляжется, проект все же будет запущен.
Ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович в разговоре с Baltnews высказал мнение, что отказ от поставок российских энергоносителей ударит как по России, так и по самой Европе.
"Санкции можно назвать оружием, бьющим сразу по всем участникам торговли, потому что стороны взаимосвязаны контрактами. Поэтому экономические удары по России неизбежно приводят к ожиданию того, что поставки нефти и газа могут оказаться в зоне риска, тем более что есть часть западных политиков, которые напрямую предлагают ввести торговое эмбарго в отношении России", – отметил он.
Поскольку компании приноравливаются к текущим условиям, это приводит к техническому торможению ряда сделок, добавил эксперт:
"По некоторым данным, до пятой части российской нефти не может найти покупателей – именно в моменте, пока эта вся трейдинговая сфера приспосабливается к новым реалиям. И поскольку в моменте сделки затягиваются, это является дополнительным фактором, который разгоняет цену".
Сейчас наблюдаются высокие цены на нефть, высокие цены на уголь и рекордно высокие цены на природный газ, отметил Митрахович: "Соответственно, если они будут продолжать расти, индустриализация в Европе покатится в противоположную сторону, то есть все химические предприятия придется резко ограничить в потреблении, закрывать, а они и так были ограничены еще осенью, так что все это сложно. Это еще не было торгового эмбарго.
Эмбарго, скорее всего, не будет, предполагает эксперт, поскольку в последнем случае "ситуация была бы еще сложнее для Европы, но также для России".
Что касается "Северного потока–2", то проект не может быть введен в эксплуатацию в текущих обстоятельствах, поэтому пока он будет законсервирован.
При этом альтернативы российским углеводородам у Европы нет, добавил Митрахович.
"Но если пожертвовать значительной частью промышленности, если рисковать следующим отопительным сезоном, рисковать тем, что летом может не хватить электричества... Европа рискует прохождением пиков – не только зимних, но и летних. Плюс потеря промышленности в значительной степени, рост стоимости коммуналки. Опять же, пока люди на эмоциях, сейчас в Европе масс-медиа накручивают против России – это одна история, но, например, через несколько месяцев или еще больший период насколько Европа будет готова постоянно голосовать за политиков, которые призывают к экономической войне с Россией, хотя они приводят к стрессам для уровня жизни", – заключил эксперт.