Канцлер Германии Олаф Шольц, выступая со специальным заявлением на внеочередном заседании бундестага 27 февраля, заявил, что надо срочно отказываться от российского газа и других углеводородов. Более того, он сообщил, что страна будет работать над созданием альтернативы. "Мы решили быстро построить два терминала по приему СПГ в портах городов Брунсбюттель и Вильгельмсхафен", – заявил Шольц.
Европейские страны пытаются всячески показать в информационном поле, что они якобы поддерживают Украину несмотря ни на что. При этом вообще игнорируется тот факт, что правительство в Киеве годами обстреливало территорию Донбасса и мирных жителей, а теперь пожинает плоды конфликта, который само же и породило.
Украина в Европе выставляется исключительно в качестве жертвы, а значит, надо как-то показать России, что Старый Свет готов даже на немыслимое – отказ от углеводородов из РФ.
Впрочем, пока что в абсолютно всех санкциях, которые Запад ввел против Москвы, есть оговорка о том, что рестрикции не касаются операций по закупке нефти, газа и угля у России. Видимо, призыв Шольца к постройке двух СПГ-терминалов – это как раз тот сигнал, который должен показать, что у Европы как бы есть план "Б".
Фантастические СПГ-терминалы и места их обитания
Как пишет Die Welt, на фоне событий на Украине Германия в 2022 году планирует однократно выделить на нужды своей армии €100 млрд. Но этого, в рамках информационной кампании Запада против России, разумеется, недостаточно. Нужно показать, что Старый Свет якобы готов пойти на серьезные меры, которые нанесут урон непосредственно России.
Создание СПГ-терминалов, которые в теории могли бы стать альтернативой российским трубопроводам – этот как раз тема, которой можно спекулировать для подобных целей. Но сможет ли это действительно в будущем решить проблему для Германии, если она откажется от импорта углеводородов из РФ?
Еще в январе 2022 года во многих, в том числе и европейских СМИ, говорилось о том, что из четырех планируемых СПГ-терминалов в Германии один проект уже свернут. Другой переориентирован под водород (хотя непонятно, как с технической точки зрения его будут модернизировать). 3-й столкнулся с регуляторными трудностями и давлением экологов, а 4-й вообще имеет столько проблем, что непонятно, когда приступят к его детальной разработке, не говоря уже о постройке.
Шольц в ходе недавнего выступления говорил проектах двух СПГ-терминалов: один – в Шлезвиг-Гольштейне, а другой – в Нижней Саксонии. При этом еще в конце 2021-го и начале 2022-го проект регазификационного терминала German LNG Terminal, который планируется построить в городе Брунсбюттеле (в земле Шлезвиг-Гольштейн), столкнулся сразу с целым рядом проблем.
Во-первых, появились сложности с наличием компаний, которые будут этим заниматься. До конца 2021 года считалось, что реализовывать проект будут нидерландские Gasunie LNG Holding B.V. и Vopak LNG Holding B.V., а также немецкая Oiltanking GmbH.
В декабре 2021-го Vopak де-факто отказалась от активного участия в проекте (сохранила финансовое присутствие, но не привлекла свой персонал к разработке терминала). Более того, в нидерландской компании отметили, что работа с проектом German LNG Terminal уже привела к убыткам в размере €11,1 млн.
Во-вторых, в январе 2022-го активизировалась немецкая экологическая организация Deutsche Umwelthilfe (DUH). Ее сотрудники 7 января опубликовали отчет, в котором говорилось, что администрация города Брунсбюттель, где планируется постройка СПГ-терминала, прекратила процедуру внесения поправок в план развития проекта.
Поправки должны были учитывать правила размещения опасных производственных объектов, в том числе и СПГ-терминалов. Он, кстати, будет расположен вблизи жилых районов, химических предприятий и завода по переработке отходов и выведенной из эксплуатации АЭС.
Очевидно, что поправки внесут, но вот реализацию проекта по созданию German LNG Terminal это точно затормозит. Выходит, первый СПГ-терминал, о котором сказал Шольц, если и появится, то точно не в ближайшее время.
Второй объект по регазицификации, на который возложил надежды канцлер ФРГ – это LNG Terminal Wilhelmshaven в Вильгельмсхафене (в Нижней Саксонии). Его главная проблема – отсутствие заявок на покупку газа. Постройкой терминала должна заниматься немецкая компания LTW. У нее есть договор с Mitsui O.S.K. Lines (MOL), которая должна построить и предоставить в аренду плавучую регазификационную установку.
За счет такой кооперации СПГ-терминал должен в будущем принимать и конвертировать около 10 млрд кубометров газа в год (для сравнения: Германия в год потребляет около 90 млрд). Считалось, что объект заработает во втором полугодии 2022-го.
Однако еще в 2020 году проект заморозили. Оказалось, что нет желающих забронировать его мощности. Сама экономическая целесообразность постройки такого объекта оказалась под вопросом.
В 2021 году проект разморозили, но лишь для того, чтобы использовать его в формате терминала по импорту аммиака, поставки на который будет осуществлять российский НОВАТЭК. Очевидно, что в условиях санкций, с компанией из РФ в Германии работать не захотят, поэтому вообще непонятно, кто теперь даст гарантии на поставки сжиженного газа в LNG Terminal Wilhelmshaven, если его запустят в эксплуатацию.
Берлин не подготовился
В беседе с Baltnews аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков рассказал, что основная проблема для Германии, которая якобы хочет создать альтернативу для поставок газа из РФ, – это время.
"Раньше в руководстве России сценарий отказа от поставок газа в ЕС рассматривали как практически невероятный, о чем неоднократно говорилось в публичном поле. Теперь же, когда против Москвы вводят все больше и больше рестрикций, по сути, объявив ей экономическую войну, прекращение экспорта углеводородов в Европу – это уже вполне допустимый сценарий", – говорит эксперт.
"Запад принял санкции, заблокировавшие золотовалютные запасы финансовых организаций из РФ. Это уже похоже на пересечение "красных линий". Сейчас руководство России занято операцией на Украине, поэтому ответных мер со стороны Москвы не слышно. Но они обязательно будут, когда ситуация на Украине станет более спокойной. Вполне вероятно, что отключение прокачки газа в ЕС может стать реальностью, если Запад не смягчит свои позиции", – объясняет Игорь Юшков.
Эксперт подчеркнул, что в данный момент в США и Европе, хоть и вводят санкции и даже отключают от SWIFT некоторые банки РФ, специально оставляют за скобками операции по покупке углеводородов. Они понимают, что, отрезав такие поставки, они спровоцируют непредвиденные последствия для своих экономик. Цены на энергоносители в таком случае взлетят в небеса, что спровоцирует огромный рост инфляции, с которым уже сегодня у многих есть проблемы.
"Никакие СПГ-терминалы Германии (или другим странам Евросоюза), если прекратятся поставки из РФ, не помогут. Объекты по регазификации, если нет никаких проблем с бюрократией и проект разработан до мельчайших деталей, создаются достаточно долго. Постройка занимает не менее 1,5–2 года. Этого времени у Европы нет, особенно если речь идет о постройке крупнотоннажных СПГ-терминалов", – объясняет эксперт.
"При этом я даже не говорю о цене подобных инициатив. Расходы будут большие и непонятно, откуда брать деньги на постройку. Неясно, откуда должны взяться поставщики для подобных терминалов. Если Европа не будет готова платить больше, чем Азия, то сжиженный газ уйдет в Китай, Южную Корею, Японию, Индию и так далее. Это значит, что заявления Шольца о якобы альтернативе российскому газу за счет новых СПГ – банальный популизм", – резюмировал аналитик ФНЭБ.
От отчаяния ЕС уходит в параллельную реальность
Руководители европейских стран в последние годы все чаще, когда возникает серьезная проблема, используют тактику "надевания розовых очков", делая вид, что либо проблемы нет, либо предлагая решение, которое вообще никак не вяжется с реальностью. Это же можно сказать и про заявления Олафа Шольца, который мало того, что надеется на СПГ-терминалы, так еще и вновь заговорил о водороде.
Канцлер ФРГ в ходе выступления в бундестаге сообщил, что терминалы по регазификации могут в будущем принимать не только газ, но и "водородную энергию". Подобная идея, мягко говоря, сегодня и в ближайшей перспективе не реализуема.
Да, в Европе есть более 20 действующих СПГ-терминалов. Однако они предназначены для конвертации и бункеровки (перекачки) именно природного газа. Водород – легковоспламеняющееся вещество, которое нельзя хранить в резервуарах для газа или транспортировать по трубам, в которых прокачивается обычный газ.
На сегодняшний день есть практика транспортировки водорода по магистралям только при условии 10% примесей этого вещества вместе с 90% газа. Для хранения водорода еще попросту не разработаны технологии, позволяющие создавать судна при адекватной цене, способные перевозить его в своих бункерах для отгрузки в ЕС. Есть только прототип – Suisso Frontier (перевозит водород из Австралии в Японию) с невероятной себестоимостью.
Водород будет гораздо дороже, чем природный газ. Последний, если сильно упростить, добывают из месторождения и закачивают в магистрали, транспортируя его конечному потребителю. А вот водород нужно произвести из уже добытых энергоносителей: угля, газа, электричества, произведенного с помощью АЭС либо ветряков или солнечных панелей (при использовании электролизеров).
Выходит, в цену водорода закладывается и стоимость полезного ископаемого (или работа АЭС, "ветряков"), и затраты на производство из него водорода, в то время как в цену газа закладываются лишь расходы на его добычу и транспортировку.
Почти 99% потребляемого сегодня водорода в Европе – это именно "голубой" водород, который создается из природного газа (в идеале с улавливанием СО2 при производстве). В таком случае Германия, как и ее соседи, в итоге вновь столкнутся с вопросом: "где же тогда взять газ, если Берлин откажется от поставок из РФ?". Об этом в руководстве ФРГ пока не задумались.
"На вопрос о том, как вообще в Германии будут хранить водород, перегружать его в СПГ-терминалы и поставлять такой энергоноситель потребителям (интересно как будут работать газовые плиты в простых домах на водороде – взрываться?), нужно задать Шольцу и тому, кто писал ему этот текст", – рассказал Baltnews руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. Губкина Вячеслав Мищенко.
" Заметьте, конкретных обещаний по приему водорода на СПГ-терминалы от европейских специалистов в области энергетики вы не услышите. Подобные вещи звучат только со стороны политиков, которые играют на чистом популизме и понятия не имеют, как сегодня с технической точки зрения можно в качестве энергоносителя хранить и использовать водород", – пояснил эксперт.
Все это, по мнению Вячеслава Мищенко, лишь говорит о крайней степени безответственности высших политических чинов в Европе по отношению к энергобезопасности ЕС. Есть несколько вариантов для альтернативы поставкам российского газа в Европу, все они давно озвучены: импорт СПГ, возобновляемые источники энергии (ВИЭ), генерация электричества на АЭС, уголь.
ВИЭ в данный момент не представляет серьезной альтернативы. 2021 год показал, что "ветряки" и солнечные панели при плохих погодных условиях даже свою норму выработать не могут, что уж говорить о компенсации такими объектами генерации газовых электростанций. Уголь действительно стали чаще покупать в Европе, но большой процент этого импорта в Старом Свете тоже занимает Россия.
Если вводить против нее санкции и остановить такие закупки, где найти такой же объем? Атомная энергетика, против которой Германия так активно выступала все эти годы, могла бы стать хоть каким-то подспорьем, но Берлин закрыл почти все реакторы (в 2022-м остановят последние 2 объекта).
На СПГ тоже надеяться не стоит, считает эксперт. Даже если терминалы в Германии по волшебству построят и запустят в эксплуатацию уже завтра, где гарантии, что поставщики сжиженного газа направят танкеры именно в Европу?
"В 2021 году мы видели, что большая часть СПГ уходила в Азию, потому что за него там предлагали более высокую цену. Даже если Берлин договорится о танкерных партиях в определенный месяц, это не значит, что конъюнктура рынка позволит сделать то же самое через 30 дней. <...> Реальной альтернативы тем объемам газа, а также угля, которые РФ поставляет в Европу, нет. Любые заверения в том, что уже есть техническая возможность такую проблему решить, причем безболезненно для бюджета европейских стран, – это чистый популизм", – заключил Вячеслав Мищенко.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.