В Латвии, в городке Вандзене, был торжественно открыт музей-бункер, посвященный латвийским партизанам. То, что в их рядах сражалось немало карателей и легионеров Ваффен СС, официальные власти ничуть не смущает.
Ведь реабилитация нацизма и формирование чистого и светлого образа латышского легионера для власть предержащих – задача первостепенной важности.
Какая страна, такие и герои
Бункер-музей национальных партизан Петериса Чеверса был восстановлен благодаря сотрудничеству Министерства земледелия, АО "Латвийские государственные леса", историков и самоуправления Талсинского края.
Открывая мемориал, создатели музея выразили надежду, что народная тропа к нему не зарастет, а о героях "сопротивления" латышский народ будет помнить вечно.
🇱🇻 Pieminot Latvijas varoņus, šodien atklāts atjaunotais Pētera Čevera nacionālo partizānu grupas bunkurs Vandzenē. Tas kalpos par vēstures notikumu piemiņas objektu. Bunkurs atjaunots, ZM un AS "Latvijas valsts meži" sadarbojoties ar vēsturniekiem un Talsu novada pašvaldību. pic.twitter.com/dwv8lfjinn
— Zemkopības ministrija (@Zemkopibas_min) August 6, 2021
В том, что "лесные братья" – герои и патриоты, не сомневается и высшее руководство страны. Рыцарями без страха и упрека их считала и бывший президент страны Вайра Вике-Фрейберга, и бывшие президенты Валдис Затлерс и Раймонд Вейонис.
Того же мнения придерживается и нынешний президент страны Эгилс Левитс, предложивший в патриотическом порыве ежегодно отмечать День движения национального сопротивления.
Сначала он хотел отдать под этот праздник печально известное 16 марта (День памяти латышских легионеров), но из опасений, что в Европе могут не понять, предложил праздновать 17 марта.
Что ж, пара слов о "героях". По самым скромным подсчетам, "лесные братья", в чьих рядах воевало порядка двадцати тысяч бойцов, уничтожили на территории Латвии около трех тысяч людей. Не только оккупантов, евреев и коммунистов, но и своих соотечественников из числа мирного населения. За помощь русским. За отказ выдать одежду и продукты. Просто потому, что подвернулись под руку.
В рядах "лесных братьев" сражались дезертиры, полицаи и члены охранных подразделений, включая печально известную "команду Арайса", отметившуюся массовым уничтожением евреев.
А самое большое пополнение в национальное партизанское движение составили бывшие бойцы Латышского легиона СС, которые, понимая, что их пришлепнут, продолжали сопротивляться и после капитуляции немцев в Курляндии.
Историк: латышские легионеры живут безнаказанно из-за политики Латвии >>>
Биографии "лесных братьев" хрестоматийны и показательны, как биография их главаря Петериса Чеверса. Прошел обучение в Brandenburg 800, затем в чине капитана служил в Латышском добровольческом легионе СС, принимал участие в карательных акциях, был награжден железными крестами, а после победы над нацистской Германией командовал "лесными братьями", пока его не пристрелили.
Но латвийские власти это не смущает. "Они сражались за родину" – и точка.
По местам боевой славы
С родины и начнем. Все легионеры Waffen SS без исключения (в том числе и бойцы 15-й и 19-й гренадерских дивизий, из которых состоял латышский добровольческий легион) давали присягу.
Там были такие слова: "Именем Бога торжественно обещаю в борьбе против большевизма неограниченное послушание главнокомандующему немецких вооруженных сил Адольфу Гитлеру, и за это, как смелый воин, готов отдать свою жизнь!".
Так что латвийские легионеры сражались не за родину и свободу, как сегодня в этом пытаются всех убедить, а за Германию, за лично Гитлера и за победу нацизма, выполняя приказы своего непосредственного начальства, рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера.
Можно, конечно, допустить, что, принося присягу фюреру, некоторые латышские легионеры держали фигу в кармане, но сути дела это не меняет. Если ты принес присягу – ты эсэсовец со всеми вытекающими. А всех членов СС Нюрнбергский трибунал признал без срока давности членами преступной организации.
Эсэсовец вместо советского офицера: латышские депутаты продвигают своих "патриотов" >>>
Второе: "за родину" латышский добровольческий легион Waffen SS воевал отчего-то не на своей земле (как это делали финны, например), а на территории СССР, где творил такое, что на ночь детям лучше не рассказывать. Даже у видавших виды предателей-"власовцев", по их собственным признаниям, челюсть отваливалась.
Особо латышские легионеры отличились в операции "Зимнее волшебство" в 1943-м. Операция проводилась на территориях БССР и РСФСР и заключалась в массовом уничтожении мирного населения для создания так называемой зоны отчуждения, которая была бы лишена жителей, способных помогать партизанскому движению.
За две недели каратели сожгли 500 деревень, уничтожили 14 тысяч жителей, а 15 тысяч угнали в концлагеря и на принудительные работы в Германию. Ликвидацию мирных граждан проводили изобретательно: выкалывали глаза, вырезали на груди и спине звезды, сжигали заживо, кидая в огонь даже полуторагодовалых детей.
Отметились легионеры 19-й латышской дивизии в ходе карательных акций на территории Ленинградской и Новгородской областей, где вблизи деревень Жестяная Горка и Черная "борцы с советской оккупацией" зверски уничтожили более 3700 человек.
С советскими солдатами, попавшими к ним в плен, военнослужащие латышских дивизий СС разбирались так, что у них могли бы поучиться Чикатило и Джек Потрошитель.
Вот выдержка из спецсообщения начальника управления контрразведки СМЕРШ 2-го Прибалтийского фронта от 18 августа 1944 года:
"В ночь на 6 августа с.г. 65-й гвардейский стрелковый полк 22-й гвардейской стрелковой дивизии в районе деревни Бобрыни (Латвийская ССР) производил наступательную операцию. Немцы и латыши из дивизии СС обошли боевые порядки гвардейцев, напали на них с тыла и отрезали небольшую группу советских солдат и офицеров от своих подразделений.
Во время боя было ранено 43 бойца и командира, которые ввиду тяжелой обстановки не могли быть эвакуированы. Захватив пленных, немецкие мерзавцы устроили над ними кровавую расправу. Рядовому Караулову Н. К., младшему сержанту Корсакову Я. П. и гвардии лейтенанту Богданову Е. Р. немцы и предатели из латышских частей СС выкололи глаза и нанесли многие ножевые ранения. Гвардии лейтенантам Кагановичу и Космину они вырезали на лбу звезды, выкрутили ноги и выбили сапогами зубы. Санинструктору Сухановой А. А. и другим трем санитаркам вырезали груди, выкрутили ноги, руки и нанесли множество ножевых ранений. Зверски замучены рядовые Егоров Ф. Е., Сатыбатынов, Антоненко А. Н., Плотников П. и старшина Афанасьев.
Никто из раненых, захваченных немцами и фашистами из латышей, не избег пыток и мучительных издевательств. По имеющимся данным, зверская расправа над ранеными советскими бойцами и офицерами была произведена солдатами и офицерами одного из батальонов 43-го стрелкового полка 19-й латышской дивизии СС".
Как говорится, комментарии излишни. Но латвийские власти стоят на своем: легионеры – герои! И делают все, чтобы так думал каждый латвиец.
Парад уродов
Первые попытки реабилитировать нацистов и их пособников в Латвии начались вскоре после распада СССР. Уже в середине 90-х выжившие легионеры, "лесные братья" и латышские националисты стали ежегодно проводить по городским улицам торжественное шествие с факелами, национальными флагами, железными крестами на груди и свастикой на рукавах.
Главным организатором мероприятия стала организация "Ястребы Даугавы", которую еще в 1945 году организовали латышские нацистские недобитки: сумевшие сбежать от правосудия латышские ветераны СС. Шествие проводили 16 марта – в честь дня во второй мировой, когда 15-я и 19-я гренадерские добровольческие дивизии СС участвовали в боевых действиях против советских войск под Псковом.
Латвийские власти эти марши горячо приветствовали и внедряли в головы сограждан мысль, что солдаты латышского легиона к нацистам не имеют никакого отношения, они просто героически противостояли советской оккупации.
Дошло до того, что в 1998-–1999 годах День памяти легионеров стал отмечаться на государственном уровне. Чтя память легионеров СС, цветы к Памятнику свободы возлагали латвийские депутаты и министры.
Но накануне вступления в ЕС стало ясно, что официально больше такое не прокатит. Европа не поймет. Поэтому Сейм принял решение исключить 16 марта из списка праздничных и памятных дат и перенес чествование памяти воинов на День Лачплесиса – 11 ноября. Эсесовцев и их приверженцев этот перенос не устроил, поэтому они продолжили свои шествия и возложения цветов в честь памяти легионеров 16 марта, но уже в частном порядке. Ну а власти страны, выполнив все формальности перед ЕС, продолжили свой курс на героизацию латышских легионеров.
Бывшему легионеру СС и депутату Сейма Висвалдису Лацису, в годы войны служившему в 44-м полку 19-й гренадерской дивизии в звании лейтенанта, с помпой вручили высшую государственную награду республики – орден Трех звезд.
Той же награды по совокупности заслуг был удостоен и другой "бравый" солдат легиона – Индулис Кажоциньш, чей сын возглавлял латвийское Бюро по защите Конституции и открыто с гордостью заявлял, что "вырос вместе с легионерами Ваффен СС".
В сентябре 2012-го в Бауске в присутствии представителей городской власти и членов партии "Все для Латвии!" был торжественно открыт Памятник латышским батальонам Waffen SS. На нем была изображена эмблема Латышского легиона СС, а чуть ниже нанесена надпись на латышском языке: "Защитникам Бауски против второй советской оккупации. 1944.28.07 – 14.09. Латвия должна быть латышским государством".
Дюков: в Латвии закрыт доступ к документам о преступлениях нацистов >>>
Но переплюнул всех министр обороны Латвии Артис Пабрикс. Приняв участие в торжественных мероприятиях у населенного пункта Море, где 75 лет назад 19-я латышская дивизия Waffen SS в течение недели держала оборону против наступающих на Ригу частей Красной армии, он заявил буквально следующее:
"Наш долг – до глубины души чтить этих патриотов Латвии. Не позволим никому опорочить их память. Латвийские легионеры — гордость латышского народа и государства… Около окопов, могил наших легионеров и памятных знаков мы все черпаем силу и уверенность в том, что у нашего государства есть будущее, что мы идем верной дорогой и что наше государство и нация заслужили лучшее будущее".
Таким образом, Латвия устами своего министра официально объявляла себя верной союзницей нацистской Германии и утверждала, что эсэсовцы, сражавшиеся с большевиками, являются героями.
Неудивительно: со дня восстановления независимости в Латвии в рамках возрождения "коричневого проекта" тоннами издавались всевозможные буклеты и книги, преподносящие легионеров в благородном свете и перетолковывающие события второй мировой на новый лад.
В этих трудах историки-грантоеды щедрыми мазками очерняли Красную армию (упорно игнорируя тот факт, что в ней доблестно воевали и латыши) и всячески оправдывали преступления латышских легионеров и коллаборантов, перекладывая всю вину за зверски умученных ими жертв на немцев.
Эта концепция, густо замешанная на русофобии и зверином национализме, легла в основу патриотического воспитания молодежи.
Плоды такого воспитания не заставили себя ждать. Нацпатриоты стали все наглее открыто (через соцсети и прессу) высказывать мысли об окончательном решении русского и еврейского вопросов, а неонацист Андрис Йорданс и вовсе заявил, что "жиды и цыгане – нечеловеки", выразив желание лично возглавить этнические чистки и "вырезать эту гангрену".
Казалось бы, за такие человеконенавистнические призывы суд страны, называющей себя европейской, должен заставить виновного ответить! А вот и нет. Верховный суд Латвийской Республики не нашел в этом заявлении состава преступления. Никаких признаков разжигания национальной розни, никакого прославления геноцида.
Осмелев, неонацисты осквернили в Риге более ста могил на Новом еврейском кладбище, нарисовав на могильных камнях свастику. И снова отделались легким испугом. Хотя прокурор просил реальные сроки, двух подсудимых приговорили лишь к условным срокам и 40 часам принудительных работ.
В сентябре 2018-го с подачи Музея оккупации Латвии в бельгийском городе Зедельгем был открыт торжественно памятник латышским легионерам "Ваффен-СС" (который от сноса в этом году "спасло" заступничество евродепутата Инесе Вайдере). А в феврале 2021-го акту вандализма подвергся мемориал над захоронением советских солдат в Екабпилсе. С помощью трактора вандалы вырвали из монумента пушку и утопили в Даугаве.
И снова ничего: несмотря на имеющуюся в распоряжении полиции видеозапись, виновных не нашли. Да не очень-то и искали.
Более того, "гражданская инициатива" получила всецелое одобрение со стороны латышской прессы. Известная своей пещерной русофобией латышская публицистка Элита Вейдемане выразила надежду, что мемориал восстановлен не будет, и это мнение горячо поддержал министр обороны Латвии Артис Пабрикс.
Латвийский министр мечтает снести Памятник освободителям. Что ему мешает >>>
В общем, переписывание событий Второй мировой в Латвии активно продолжается. Подгонка истории под устраивающую националистов версию идет под патронажем латвийских властей. В этой версии легионеры и "лесные братья" – патриоты, борцы за свободу и жертвы тоталитарного режима.
Концентрационный лагерь Саласпилс, в котором были уничтожены десятки тысяч человек, в том числе семь тысяч детей и подростков, согласно переписанной истории, это всего лишь воспитательно-трудовой лагерь, почти санаторий.
А Герберт Цукурс – не душегуб и палач, развлекавшийся тем, что разбивал о косяки головы еврейских младенцев, а отважный летчик и путешественник, чья жизнь и судьба достойны мюзикла.
9 мая – не день Победы над нацистской Германией, а День скорби и траура. Как заявил весной 2020 года президент республики Эгилс Левитс, "ни один здравомыслящий гражданин не станет отмечать триумф Красной армии в Берлине".
Все это происходит в XXI веке с молчаливого согласия европейских и американских властей, которые и не подумали задавить латвийский "коричневый проект" в зародыше. Зачем? Он им крайне выгоден.
Перед США (и подтявкивающей им Европой) сегодня стоит та же задача, что стояла в свое время перед Гитлером: захват жизненного пространства и его ресурсов на Востоке, низведения России до положения страны третьего мира, которая не сможет решать ничего и никогда. Собственно, в этом и состоит смысл санкций и русофобской политики Запада, которую со всем рвением претворяют в жизнь прибалтийские карлики.
Их рвение объясняется просто: у власти в этих странах сегодня находятся дети и внуки тех, кто воевал на стороне Гитлера, проиграл, и теперь жаждет реванша, испытывая к русским неподдельную ненависть.
Это идеальные исполнители любой воли Запада. И за такую старательность Запад готов закрыть глаза на все их "коричневые шалости", руководствуясь лозунгом, что во имя достижения "святой цели" все средства хороши.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.