Латвийский бизнес с дрожью в коленях встретил локдаун, который начал действовать в стране в четверг, 21 октября. Из-за жестких ковид-ограничений многим торговцам и представителям различных сфер услуг придется идти на лишения, а кому-то – и вовсе завершать деятельность.
И не без оснований: члены правительства и иже с ними коалиционные функционеры придумали ограничения, а обсуждать механизмы поддержки с теми, кто приносит деньги в казну, не стали. Как придумали – так и будет.
Теперешняя реальность такова: с 20:00 до 05:00 все должны быть заперты по домам – на улицу ни ногой, если на то нет уважительной причины. В магазины не пускают уже с 19 часов. Вопрос – кто компенсирует недополученную за три-четыре часа работы прибыль, которая в это время у торговцев льется рекой (в основном за счет продажи горячительных напитков)? Правильно никто.
Бизнес возмущался, но ждал. Например, торговцев волновали два момента: компенсации за ограничение деятельности в свете соблюдения карантинных мер, а также срок действия столь затратных тестов на коронавирус, который власти снижают с 72 до 48 часов.
Глава Латвийской ассоциации торговцев Хенрик Данусевич ранее уже заголосил: "Так невозможно работать! Деятельность магазинов ограничивают, сокращают время работы… а кто за это заплатит?"
Государство готово раскошелиться, но глубоко в свои карманы лезть не собирается. По приблизительным расчетам Министерства финансов, на пособия за простой трудящимся, гранты для оборотных средств, а также на поддержку наиболее уязвимых сфер народного хозяйства за месяц потратят около 182 млн евро. То есть таких "плюшек", как во время первого локдауна, не предвидится.
Дальше – больше. Если торгуешь товарами, которые не входят в группу "первой необходимости", запирай магазин на замок по крайней мере до 15 ноября. Штаны, юбки, куртки – подождут. Все равно ведь ходить некуда. И в перечне предпринимателей, которым полагается рука помощи, нет тех, кто работает в торговых центрах, но есть сами торговые центры.
Кто думает о закрытии, а кто потирает руки в предвкушении увеличения прибыли. Ведь, согласно принципу сообщающихся сосудов, должно же быть равновесие.
Во время локдауна стричь капусту (но не ту, что в огороде) будут дальновидные бизнесмены в сфере доставки. На бизнес современных почтальонов режим ЧС не распространяется.
Пожалуй, этот вид деятельности становится одним из самых прибыльных, и не только в Латвии. Доставщик вмиг стал самым востребованным на рынке труда – можно переквалифицироваться тем, кто до сих пор продавал шубы, занимался туристическим бизнесом или вел массовые мероприятия.
Не в обиде и строители. Во время действия первого режима ЧС (прошлым летом) государство настойчиво искало, что бы такого построить, и щедрилось на тендеры по возведению масштабных проектов. Премьер Кришьянис Кариньш, однако, позже признал, что перестарались, не нужно было так сорить деньгами. Но кто старое помянет – тому глаз вон, так ведь говорят?
Сейчас строительство все равно входит в перечень значимых для экономики сфер. Чего бы этакого помасштабнее построить –пока, правда, не успели придумать.
А еще будут радоваться школьники, которым продлили каникулы. Хотя после прошлогодней "удаленки" подростки и особенно их родители, скорее всего, мечтают не вылезать из-за парт.
Владельцы домашних животных могут не утруждать себя вечерними прогулками питомцами. После восьми часов вечера их по очереди будут выгуливать соседи всем подъездом.
А еще, хоть и временно (до 15 ноября), в правах уравняли привитых и тех, кто еще не защитился от самой страшной инфекции современного мира. Режим ЧС с его ограничениями будет действовать для всех.
Но, как бывает затишье перед бурей, так и глава правительства Кариньш пообещал, что для непривитых жизнь после локдауна станет невыносимой. Как собираются издеваться – еще не придумали. Но ясно, что изощренно: "чтобы они не держали всех в плену, как делают это сейчас". Известно, что одной из мер может стать принудительная вакцинация лиц после 50 лет.
Власти все чаще применяют тактику кнута и пряника. Какими-то льготами и лишениями стоящие у руля государственной машины добиваются того, что задумали. Подобная практика проявляется не только в поддержке и ограничениях во время локдауна.
Если присмотреться, то можно увидеть, что все государственные вопросы решаются так. А народ приспосабливается и не жалуется на жизнь, которая, видимо, уже никогда не будет прежней.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.