Не называя имен: следственная комиссия Сейма Латвии не выдала своих хозяев

Сейм Латвии

Следственная комиссия Латвии расследовала ошибки, допущенные правительством в борьбе с пандемией COVID-19 почти год, но имена виновных называть не стала.

В апреле прошлого года в Сейме Латвии большинством голосов была создана следственная комиссия для изучения допущенных ошибок правительством в управлении кризисом COVID-19. Одна из задач комиссии – назвать имена должностных лиц, действия которых привели к необратимым последствиям для Латвии, пишет лидер партии "Согласие" Янис Урбанович для газеты Neatkarīgā.

В феврале этого года следственная комиссия завершила свое расследование. Большинство членов этой комиссии, которых делегировала правящая коалиция "на поиск виновных", решили, что никаких имен должностных лиц, допустивших ошибки, они оглашать не будут.

Можно ли было ожидать, что комиссия, большинство которой составляют депутаты правящей коалиции, а руководит комиссией депутат от партии премьер-министра "Новое Единство" Рихард Козловскис, назовет виновных из этой же коалиции?

По мнению Урбановича, такой подход искажает смысл самого парламентского расследования, поскольку комиссии Сейма не только не раскрывают допущенных ошибок, а прикрывают своих высокопоставленных хозяев.

Очевидно, что действия латвийского правительства в борьбе с пандемией COVID-19 были ошибочными. Запоздалые решения, непонятные покупки, бессмысленные траты миллионов евро, а также смерти людей, которые можно было предотвратить. Вопрос в том, являются ли эти последствия просто ошибками или преступлениями? Однако, никаких фамилий названо не будет.

На мероприятии, посвященном столетию парламента, спикер Сейма Инара Мурниеце торжественно призвала "подчеркивать особую роль парламента в демократии". Как она и остальное большинство Сейма теперь будут действовать, чтобы закрепить за собой эту роль? Будет ли парламентский хлам тихонько "заметаться под ковер", поинтересовался Укбанович.

Лидер партии "Согласие" полагает, что парламентское расследование должно быть передано оппозиции, а в законе должно быть четко указано, что следственная комиссия возглавляется и организуется теми членами, которые потребовали расследование. Это нужно для того, чтобы действительно укреплять демократию, а не изображать ее, как призвала спикер Сейма.

Добавим, что в финальном отчете следственной комиссии Сейма объемом в 100 страниц педоставлена информация о составе комиссии, обобщаются взгляды и аргументы, высказанные на заседаниях комиссии, а также дается оценка действиям правительства в борьбе с пандемией, закупке вакцин, созданию бюро вакцинации, мерам эпидемиологической безопасности и методам коммуникации с населением.

Независимый (беспартийный) депутат Сейма Ральф Немиро отметил, что комиссия должна была в заключительном отчете назвать политически ответственных лиц. Среди них, по версии Немиро, бывший министр здравоохранения Илзе Винькеле, по вине которой процесс вакцинации не был начат вовремя и в плановом порядке, министр финансов Янис Рейрс, который не предоставил поддержку работникам и предприятиям, а также премьер-министр Кришьянис Кариньш, вина которого лежит за весь этот бардак в целом.

Добавим, что по информации газеты Diena, единственными виновными, допустившими хоть какие-то ошибки в управлении кризисом COVID-19, могли быть названы бывший и нынешний министры здравоохранения Илзе Винькеле и Даниэль Павлютс, представители коалиционной партии "Развитию/За!".

Президент Латвийского общества врачей Петерис Апинис в беседе с Baltnews говорил, что за 30 лет наблюдений за деятельностью парламента он не увидел, чтобы какая-либо комиссия Сейма пришла к существенным результатам.

"Никогда я не видел, чтобы какая-то комиссия парламента принесла пользу в расследование каких-либо дел. Если бы прокуратура расследовала бы дело с покупкой масок, было бы интереснее. Я смотрю за ними 30 лет и не видел ни одну комиссию, которая бы выяснила что-то. Парламентарии хотят развлекаться и создают комиссии", – сказал Апинис. 

Ссылки по теме