"Политкорректор": одна ложь

Политкорректор
© Baltnews

Сергей Середенко

О том, как страны Прибалтики импортируют российских "оппозиционеров" и экспортируют ложь – по вопросам государственного языка, неграждан и отмывания денег.

Ко лжи в Прибалтике уже привыкли. И те, кто врут, и те, кому врут. Но есть разница: те, кто врут, иначе не могут. Государства, построенные на лжи, иначе не могут. А мы, те, кому врут, уже другого от лжецов и не ждем. Свыклись с ложью настолько, что зачастую ее в упор не видим. Потому что одна ложь теряется на фоне другой лжи…

Вот Галина Сапожникова поделилась личным – ее племяннику отказали в визе в Эстонию. У меня таких сюжетов – полный комод. Но Галина приводит и причину – ее племянник представляет собой "угрозу общественному порядку, внутренней безопасности и здоровью общества". "Врут!" – заключает журналист.

И продолжает: "Дело не в том, что человеку не дали визы, – каждая конкретная страна действительно имеет право решать, кого она рада видеть, а кого нет. В другом: в том, что эстонское государство вместо меня наказывает моих близких и при этом нагло врет своим начальникам в Брюсселе, что мы с моими родственники по неким "закрытым данным" будто бы представляем угрозу безопасности целому государству – что является стопроцентной ложью.

Кто конкретно это делает, я не знаю: ни премьер-министр, ни президент Эстонии о моем существовании наверняка даже и не подозревают. Сидит, скорее всего, в эстонском МИДе какой-то озлобленный визовый офицерик и тихонько гадит направо и налево, пока его никто не контролирует. И тихо радуется, если у него это получается".

То, о чем написала Галина, – ложь привычная, даже в чем-то бытовая. Ее особенность в том, что, связываться с ней, доказывать, что офицерики лгут и ты никакой не террорист, – почти бессмысленно. Потому что все равно не пустят. А вот следующая ложь опровергается на раз.

В четверг в Таллине началась двухдневная международная конференция "Общий язык: интеграция через многоязычие". Открыл ее министр культуры Тынис Лукас (да, теперь дело сохранения эстонской культуры на века в его руках), который заявил следующее:

"Эстонцы всегда считали важным изучение иностранных языков. Знание языков помогало нам как в жизни в Эстонии, где за всю нашу историю пересекались влияния разных языков и культур, так и в работе или учебе за рубежом. Поэтому мы не боимся других языков, наше общество, наоборот, открыто".

Врет. "Меры, предпринимаемые для поддержки чужих языков, не должны причинять вред эстонскому языку" – ч. 3 ст. 2 Закона о языке. Более того, не далее как неделю назад прозвучал и контрольный выстрел. От того же Лукаса:

"Партия Isamaa на собрании совета уполномоченных в Тарту приняла политическое заявление в защиту эстонского языка. Совет уполномоченных утвердил три основных направления деятельности по защите эстонского языка.

Во-первых, Isamaa инициирует переход на эстоноязычное образование в тех местных самоуправлениях, где эта партия у власти.

Во-вторых, чтобы сохранить и защитить эстонский язык, предлагается создать вместо нынешней Языковой инспекции Языковой департамент с расширенными полномочиями.

В-третьих, при заключении договоров с университетами на новый период будет уделяться больше внимания сохранению и развитию эстоноязычного образования".

За 30 лет идеологический пакет прибалтийских ультранационалистов ничем не обогатился. А вот варианты репрессий – множатся. При этом идет постоянный поиск "проблемных зон", которые суть – то же вранье, поскольку исполняют роль отвлечения внимания от настоящих проблем.

Министр юстиции (!) Эстонии Райво Аэг, бывший шеф Охранки, тоже озабочен вопросами языка: "Вы и сами заметили, что в ресторанах, кафе, даже магазинах возникли проблемы с эстоноязычным обслуживанием. Во многих случаях нельзя получить его и на английском языке. Это проблема, которую нельзя игнорировать. Работодатели должны обеспечить, чтобы работники отвечали элементарным требованиям. Нужно обслуживать на человеческом языке, а не разговаривать руками и ногами".

"Человеческий" – это эстонский. Ну или английский. А русский – явно не "человеческий". Чем дальше, тем меньше мне хочется "сохранять эстонскую национальность, язык и культуру на века". К счастью, эта задача стоит не передо мной, а перед Эстонским государством.

В Латвии не отстают. Впервые в законы Латвии предлагается ввести новый термин – "неуважение к государственному языку". Термин включен в новый закон об административном наказании за нарушения в сфере управления, общественного порядка и использования госязыка. При этом определения термина – нет.

В законопроекте, который прошел первое чтение, говорится, что за явное (грубое) неуважение к госязыку будет взыматься штраф в размере от 7 до 140 евро.

В том же законопроекте значится, что "за отправку физическим или юридическим лицам без их запроса проспектов, бюллетеней, каталогов, где наряду с госязыком используется и иностранный язык, применяют предупреждение или штраф".

Это означает, что фактически государство запрещает бросать в почтовые ящики жителям страны любые информационные материалы, в которых наряду с госязыком используются другие языки. Читай – "нечеловеческий" русский.

При этом что в Латвии, что в Эстонии законодатель категорически отказывается определять в законе, что же такое "государственный язык". А это – язык делопроизводства государственных учреждений и органов. Что, понятное дело, не имеет никакого отношения ни к обслуживанию в общепите, ни к преподаванию в школах, ни тем более к почтовым ящикам. Те, кто утверждают и продавливают в законах обратное, – лгут. И поэтому, например, когда Николай Межевич говорит о том, что в эстоно-российских (и, видимо, не только) отношениях нет логики по вине эстонской стороны, то спорить с ним просто не получается. Да и не надо.

Куда более весомый вклад в дело закрепления государственной лжи внес на неделе Суд Сатверсме. Тот, который, по моему заключению, играет в Латвии роль "живой конституции". Он вынес решение о том, что ограничение преподавания на языках нацменьшинств в частных школах соответствует Конституции и международным обязательствам государства. И обосновал это "исторической справедливостью".

Коллеги Алексей Димитров и Елизавета Кривцова уже анонсировали иск в ЕСПЧ, и это следует сделать, но не столько из соображений добиться правды, сколько из требования исчерпать все легальные средства. С тем, чтобы развязать себе руки для дальнейших акций.

В связи с этим решением суда позволю себе высказать два наблюдения. Во-первых, путь решения проблемы языка обучения с задействованием частных школ был изначально ловушкой – мы это в Эстонии уже проходили (надо чаще встречаться).

А, во-вторых, обоснование указанного решения "исторической справедливостью" все больше укрепляет меня в мысли о том, что в Прибалтике школа естественного права (это та, где права человека) вытесняется исторической школой права. Если коротко – мерзость первостатейная.

Теперь давайте про ложь подороже, чем "штраф в размере от 7 до 140 евро".

Лидер партии "Лига Севера" на своем официальном сайте рассказал итальянцам о том, как прибалтийские страны намеренно обманывают ЕС и придумывают себе несуществующих мигрантов.

Речь идет о понятии "неграждане" в Эстонии и Латвии. С точки зрения гражданских и политических прав неграждане от граждан отличаются на 80%. Именно эта категория жителей была преобразована в источник дохода. Первыми узнали правду немцы, которые удостоверились в том, что в течение шести лет, с 2007 по 2013 год, Латвия и Эстония выдавали их неграждан за беженцев, "продавая" по сути этих людей, хотя власти этих же самых стран создали для них эти условия. Также он привел цифры:

"В указанный период Латвия получила от различных международных организаций 33 миллиона евро. Эстония "заработала" меньше, но число неграждан здесь ниже – лишь 88 тысяч. Излишне говорить, что неграждане даже не подозревают, что у них есть "добавленная стоимость". Деньги, которые выделялись на помощь этим людям, остались в казне правительства, потому что о беженцах речи и не было".

Это не первое сообщение на данную тему, но что-то я не слышал о начале коррупционного расследования – ни на местном, ни на европейском уровне.

Повысим ставки. До размеров, вообще не указанных. Министр финансов Эстонии Мартин Хельме:

"Мы недовольны тем фактом, что Swedbank не говорил Финансовой инспекции Эстонии правды. Они удерживали информацию или предоставляли ошибочные данные. Я не могу сказать, делали они это по незнанию или это был осознанный выбор. Факт заключается в том, что Swedbank во времена прежнего руководства не был честен с эстонской Финансовой инспекцией, и это серьезная проблема". Речь идет об отмывании денег. Чьих?

"Прямо говоря, многие из них являлись олигархами с сомнительной репутацией, часть из которых находилась под международными санкциями". И еще Хельме добавил, что в расследовании Swedbank были найдены связи с российскими спецслужбами и терроризмом.

Ну? И где обыски, где аресты, где громкие отставки в Охранной полиции, в компетенцию которой входит как борьба с терроризмом, так и борьба с коррупцией? Нету. Вместо этого Хельме заявляет следующее: "Мы считаем себя главными жертвами, поэтому думаем, что если это закончится штрафами, то было бы логично, чтобы значительная их часть была отдана Эстонии".

Мартин, позвони папе, ну что ты, как маленький… Он же у тебя МВД командует…

Казалось бы, такое непрестанное нагромождение вранья позволяет Прибалтике экспортировать его (что она, в общем, и делает), но экспорт и импорт хорошо бы держать в балансе, поэтому Прибалтика еще и импортирует российских "оппозиционеров". С их "правдой".

Вот в Вильнюсе прошел очередной форум "Свободной России". Вот тут Галина Сапожникова отыгралась почти полностью: "Что ни спикер – то праздник, только вслушайтесь: Мария Алехина из "Пусси Райот", "недоубитый" в Киеве журналист Аркадий Бабченко, недавно обменянный "режиссер" Олег Сенцов, экс-вице-премьер российского правительства Альфред Кох. Из Лондона подтянутся Евгений Чичваркин, вдова отравленного полонием Александра Литвиненко и журналист "Гардиан" Люк Хардинг, из Нью-Йорка – когда-то "правая рука" Березовского Александр Гольдфарб и активистка ЛГБТ Маша Гессен. Иноземцев, Илларионов, Каспаров, Лебединский, Троицкий, подзабытая всеми защитница химкинского леса Евгения Чирикова и в качестве острой приправы светская дива (надо же кому-то смешить народ – Г.С.) Божена Рынска: ощущение, что по сусекам собрали всех".

А месяц назад в Риге случился "представительный форум натовской экспертной мысли". Интересны характеристики участников. Вот, например, Брайан Уитмор, директор российских программ Центра европейского политанализа, в прошлом корреспондент Boston Globe в России, аналитик "Радио Свобода" и лектор в Санкт-Петербургском и Одесском университетах. Или Лилия Шевцова, эксперт Chatham House, уроженка Львова, прослужившая 15 лет в Институте экономики международной социалистической системы АН СССР и замдиректора Института международных и экономических исследований РАН и ведущий исследователь Центра Карнеги. Дамочка назвала Путина "политическим животным".

Слушайте, а вот это как? Мое-то негодование понятно: у нас тут не свалка, нефиг нам всяких "экспертов" подбрасывать. Но мне в принципе не понятен "карьерный путь" российских оппозиционеров: они ведь идут не из оппозиции во власть, а из власти в оппозицию. Уже насосавшись. Причем ладно там лекторы в СПбГУ или даже замдиректоры серьезных институтов – бывшие премьер-министры идут в непримиримые оппозиционеры! У нас-то понятно: сегодня Ратас – премьер, завтра Ратас – оппозиция. А послезавтра, глядишь, снова премьер. Или еврокомиссар. На худой конец – евродепутат. А эти-то чего? Или на столь высоких должностях так башню сносит, что иначе, как мессией, себя не мыслишь, и "Свободная Россия" без тебя и Бабченко ну никак не состоится?

Не пойму. Но врут – как дышат.

Свободу Юрию Мелю, Альгирдасу Палецкису, Олегу Бураку, Константину Никулину!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме