Есть ощущение, что перед Новым годом кто-то сознательно поменял бирки на подарках под елкой, и теперь никто не знает, кому – какой. Потому что время подводить итоги года, а вот в какой коробке лежат мои заготовки – не знаю. Больно уж противоречивые сигналы на этой неделе.
Вот, например, сообщение об осуждении в Луганской Народной Республике… латвийского шпиона: "По данным МГБ ЛНР, в 2014 году по заданию иностранной разведки Веселовс был заброшен на территорию ЛНР для проведения шпионской деятельности. В МГБ уточнили, что Веселовс собирал и передавал сведения военного характера о Народной милиции, информацию о социально-политической и экономической ситуации в республике, а также иные сведения, которые "латвийская разведка планировала использовать в ущерб безопасности ЛНР".
"По материалам уголовного дела, возбужденного следственным отделом Министерства государственной безопасности, Верховный Суд ЛНР приговорил Веселовса Валентинса к 10,5 годам лишения свободы с конфискацией имущества за совершение преступления, предусмотренного статьей 336 УК ЛНР ("Шпионаж")", – заявили в МГБ".
Без всяких комментариев со стороны латвийских спецслужб и МИД информация об этом со ссылкой на rusvesna.su была опубликована на портале press.lv. То есть в Латвии из этого секрета уже не делают.
Да, и "работал" Веселовс "на основе материальной заинтересованности", в связи с чем можно предположить, что речь не идет о кадровом разведчике – те служат за зарплату. Которая, конечно, тоже "материальная заинтересованность", но, короче, вы поняли…
Ну и как на такую новость реагировать прикажете? Поскольку в душе распускается целый букет всяких разных чувств. Первое, самое тревожное: а не ошибка ли это? Поскольку ничего не сообщается о том, чем этот Веселовс занимался в ДНР – работал ли, учился ли, гостил у родственников… Если работал – то где, и к какой информации имел доступ? А если просто был в гостях и сфотографировал проезжавший мимо БТР? У нас-то с этим полная неразбериха: то "больше двух не собираться", а то "добро пожаловать к нам на базу на экскурсию!"…
Про МГБ ЛНР у нас тут известно крайне мало, как и про методы их работы. Хотя очевидно, что специализируются они на противодействии украинским диверсантам. А вот как предотвращать утечку данных во время гражданской войны, когда увидел в окно БТР и позвонил врагу, – ума не приложу. Так что шпионаж, да еще в пользу "Латвии" (читай – США), когда в самой Прибалтике с украинских нацистов чуть не пылинки сдувают, а те наверняка рады бы поделиться с "побратимами" любой подобной информацией – это, по меньшей мере, странно…
Однако предположим, что все именно так, и Веселовс (какой же он после этого Веселов?!) действительно шпионил в ЛНР в пользу Латвии. За деньги. А вот тогда он мразь. Потому что русские общины Прибалтики не только словом, но и делом поддержали ЛНР и ДНР – начиная со сбора денег и отправки гуманитарной помощи до непосредственного участия в боях с нацистами. То есть мы там поработали на репутацию, а он нам эту репутацию подмочил, да еще как!
Ну и третий аспект: а что дальше? Будь Веселовс кадровым латвийским разведчиком, стояла бы Латвия на ушах так же, как стояла Эстония по поводу своего горе-вербовщика Эстона Кохвера? Ведь не латыш же, хоть и Веселовс… А если еще и негражданин? Будет ли официальная Рига хоть как-то трепыхаться или предоставит Веселовса своей судьбе? Или быстренько подберет какой-нибудь "обменный материал" на одном из митингов в защиту русских школ?
Ответов на эти вопросы у меня нет, но задать их, я думаю, стоило. Как и посетовать на явно недостаточную работу журналистов в данном случае.
Другая "новость", которую не знаешь, в какой ящик засунуть – это публикация Re:Baltica "Дно Междуморья". Этот "Балтийский центр журналистских расследований" известен тем, что через него штампуют свои "независимые расследования" спецслужбы, но тут шаблон оказался явно порван: расследование оказалось посвящено… связям прибалтийских политиков с украинскими нацистами. Вот первые строки "расследования": "С кем еще, кроме британских неонацистов, дружат члены Национального объединения? Украинские единомышленники оказались еще колоритнее".
Причем центральной фигурой в украинском следе объявлена консультант фракции НО в Сейме Даце Калныня. Та самая Калныня, которая написала в 2015 г. вместе со своими начальниками из Сейма Гундарсом Берзиньшем и Эдвином Цилинскисом донос на меня в СГБ, которая тогда называлась Полицией безопасности. ПБ взяла под козырек и на основании этого доноса возбудила против меня уголовное дело по факту антинацистских высказываний. Даце Калныня как раз привозила тогда в Латвию нацистов с Украины, водила их по Сейму, в штаб армии, в центр ополчения и еще много куда.
Что же это такое произошло, что СГБ на 180 градусов изменила свою ориентацию?
Ответ может быть только один: Вашингтон дал команду гасить местную нацистскую агентуру. Подтверждением этого как раз служит публикация материалов Re:Baltica. Организация эта живет на американские деньги, и руководят ей штатные сотрудники, имеющие офицерские звания.
(…) А теперь мы оказались в одном окопе в борьбе с угрозой возрождения нацизма в Латвии".
Насчет "в одном окопе" я бы не спешил, потому что в публикации Re:Baltica все остальные пропагандистские штампы на месте, в том числе "российская агрессия". А вот этот фрагмент просто процитирую: "Проект Bellingcat, установивший ответственность России за гибель малайзийского самолета в небе над Украиной и отравление Сергея Скрипаля в Великобритании, неоднократно писал о том, что представители "Азова" (организация запрещена в РФ – прим. Baltnews) открыто пропагандируют "белый терроризм" и прославляют крайне правых террористов, таких как Брентон Таррант и Андерс Брейвик".
Да и утверждение о том, что "Вашингтон дал команду гасить местную нацистскую агентуру", проверяется весьма легко.
Григорий Лукьянцев: "Дорогие друзья! Только что на пленарном заседании 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН одобрена внесенная Российской Федерацией и еще 61 соавтором резолюция "Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости!
"За" проголосовали 133 делегации (в прошлом году было 129), "против" – 2 (США и Украина) и 52 воздержались (в прошлом году – 54)".
Вышедший далеко за пределы журналистики скандал со Sputnik Эстония тоже создает проблемы с "идентификацией", да и меня задел – как автор Baltnews.ee, я тоже получил от своего банка парочку "писем счастья", последнее из которых частично процитирую:
"Настоящим уведомляем Вас о том, что у AS SEB Pank возникло подозрение, что Ваш работодатель/партнер по бизнесу МИА "Россия сегодня" находится под контролем санкционированного лица Дмитрия Киселева. Данные основываются на информации, полученной из СМИ. Дмитрий Киселев – генеральный директор международного информационного агентства МИА "Россия сегодня".
Согласно Регламенту Совета Европейского союза от 17.03.2014 269/2014 статье 2 пункту 1. МИА "Россия сегодня" контролируется санкционированным лицом, и AS SEB Pank должен использовать методы, описанные в данном санкционном законодательстве (включая замораживание денежных средств).
В Эстонии международный закон о санкциях регулирует применение международных санкций (RSanS). Согласно (RSanS) §12 п. 1, банк не может осуществлять сделки, которые приведут к нарушению международных санкций. Во избежание нарушения санкций, AS SEB Pank не будет проводить сделки (включая исходящие и входящие платежи) со следующими компаниями: с МИА "Россия сегодня" и "ХХХ".
Для получения дополнительной информации обратитесь, пожалуйста, в Бюро информации по отмыванию денег, которое занимается вопросами по соблюдению международных санкций".
Письмо пришло на русском языке, и фамилия автора письма – русская. Это я к тому, что "международный закон о санкциях" – на совести автора. Все-таки речь о "законе о международных санкциях".
Попробуем разобраться. О чем говорит ч. 1 ст. 12 RSanS? Вот она:
"При вступлении в силу правового акта, устанавливающего или применяющего международную финансовую санкцию, физическое и юридическое лицо принимают меры к исполнению исходящих из нее обязательств и выказывают надлежащее усердие с тем, чтобы обеспечить достижение цели международной финансовой санкции и избежать нарушения санкции".
Что же это за цель такая? Цель понятная – исполнение международных санкций. А вот ч. 2 ст. 1 этого закона достойна цитирования:
"Целью внутригосударственного установления и применения международной санкции является сохранение или восстановление мира, предотвращение конфликтов и укрепление международной безопасности, поддержка и укрепление демократии, соблюдение принципов правового государства, прав человека и международного права в соответствии с уставом Организации Объединенных Наций, а также достижение иных целей внешней политики и политики безопасности Европейского союза".
Весь мой практический опыт говорит о том, что, когда эстонцы начинают ссылаться на международное право, а особенно тогда, когда утверждают, что какая-то их очередная инициатива находится в соответствии с международным правом, то это означает только одно. Врут.
Чтобы не быть голословным, приведу в пример преамбулу (обычно законы в Эстонии обходятся без преамбул) Закона об охране военных захоронений, "на основании" которого в апреле 2007 года был снесен "бронзовый солдат":
"Соблюдая и признавая обязанность Эстонской Республики обеспечить охрану, почитание и достойное обращение с останками лиц, погибших в результате военных действий на территории Эстонии;
находя, что захоронение погибших в результате военных действий лиц в неподходящих местах не соответствует европейской культуре, а также традиции поминания умерших и уважения к останкам;
беря за основу ст. 34 (I) дополнительного протокола от 8 июня 1977 года к Женевской конвенции о защите жертв международных вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 года, согласно которой Эстонское государство обязано обеспечить почитание останков и мест захоронения лиц, умерших в результате военных действий на территории Эстонии, а также обозначение таких мест, и согласно которой Эстонское государство управомочено перезахоранивать останки, исходя из публичных интересов".
В самом протоколе, естественно, ни слова про то, о чем написано в преамбуле закона. И, как Эстония соблюдает международное право, мы в апреле 2007 – видели. И не просто видели, но и прочувствовали. Так что – врут.
Нашел я и этот регламент, на который ссылаются в письме. Вот его ч. 1 ст. 2 в переводе "Гаранта":
"Все денежные средства или экономические ресурсы, которые принадлежат, находятся в собственности, во владении или контролируются физическими или юридическими лицами, организациями или органами или связанными с ними физическими или юридическими лицами, организациями или органами, согласно Приложению I, должны быть заморожены".
Самое любопытное, что имени Дмитрия Киселева в Приложении I – нет. Среди 21 фамилии. Также интересно, что регламент не дает определения "контроля", хотя в ст. 1 подробно расписывает используемые термины. Понятно, что г-н Киселев не является ни собственником, ни владельцем МИА "Россия сегодня", а вот сколько у него "контроля" и в чем этот "контроль" выражается – для меня вопрос. Ну и, под конец, само название регламента – "Об ограничительных мерах в отношении действий, подрывающих или ставящих под угрозу территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины". Ага.
Что я собираюсь в связи с этим делать? Ничего, хотя оснований наточить меч и идти рубить в капусту эти "санкции" – предостаточно. Почему? Да потому, что банк просто закроет мне счет и откажет мне в "услугах", а жить в Эстонии без счета в банке практически невозможно. И никакой другой банк мне счет не откроет. Литовские коллеги это уже на себе прочувствовали. И никаких законных средств принудить банк открыть мне счет мои "потребительские права" в Эстонии не предусматривают.
Ну а теперь вспомним цель санкций, точнее, одну из целей – "предотвращение конфликтов". Так "предотвращение" или "раздувание"?
И вот еще:
Николай Межевич: "Одна деталь. "Кисилевским санкциям "несколько лет, а активность банды эстонских костоломов началась пару месяцев назад".
Такое вот "усердие"…
Начал со шпиона, "шпионом" и закончу. Вчера Каунасский окружной суд огласил решение продлить еще на три месяца меру пресечения для подозреваемого в шпионаже политика Альгирдаса Палецкиса. Само заседание по мере пресечения состоялось во вторник, материал о нем подготовила Алла Березовская.
Свободу Юрию Мелю, Альгирдасу Палецкису, Олегу Бураку, Константину Никулину!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.