Договор о ненападении между СССР и Германией был подписан 23 августа 1939 года главами ведомств по иностранным делам – Вячеславом Молотовым и Иоахимом фон Риббентропом. Советский Союз был последним государством, который подписал подобный двусторонний документ с Германией – после Польши, Великобритании, Франции, Литвы, Латвии, Эстонии и Турции.
Отличительной чертой договора являются дополнительные секретные протоколы о разграничении сфер интересов в Восточной Европе на случай "территориально-политического переустройства". Согласно соглашению, в сферу интересов СССР входили, в том числе, Латвия и Эстония.
Согласно доминирующей в политическом пространстве балтийских республик точке зрения, именно заключенный в 1939 году пакт Молотова – Риббентропа лишил их независимости на долгие годы и дал старт Второй мировой войне.
Примечательно, что изначально у Советского Союза не было плана присоединить Латвию, Литву и Эстонию, о чем свидетельствует тот факт, что еще 25 мая 1940 года руководство СССР рассматривало вопрос об обмене населением между Белорусской ССР и Литвой – репатриации литовского населения из Литвы в Белоруссию и, соответственно, наоборот.
Роль Литвы в развитии событий
Изменение планов СССР было связано, по мнению директора фонда "Историческая память" Александра Дюкова, с успехами Германии на Западном фронте и со ставшими известными Москве "политическими зондажами со стороны руководства Литвы":
"В Берлине руководство Литвы обсуждало вопрос о возможности установления германского протектората над Литвой, что, в общем-то, нарушало, с точки зрения Кремля, сложившийся статус-кво. В этой ситуации, когда они видели, что Германия получила доминирующие позиции в Европе и что ведутся со стороны, по крайней мере, одной прибалтийских стран, попытки изменить сложившийся статус-кво, в Москве решили "забетонировать" ситуацию и просто ввести дополнительные войска в прибалтийские страны, вынудив их к этому ультиматуму", – рассказал Дюков.
Для руководства Латвии и Эстонии решение Советского Союза стало неожиданностью. Дюков указывает, что республики стали жертвами тех поступков, которые совершали не они, ведь в отличие от Литвы Латвия и Эстония соблюдали достигнутые в сентябре 1939 года договоренности.
"Если бы не авантюристические действия литовского президента [Антанаса] Сметоны, у прибалтийских стран была, на мой взгляд, хорошая возможность пройти 1940 год без формального присоединения к СССР", – считает Дюков.
Пакт Молотова – Риббентропа в XXI веке
В современных Латвии, Литве и Эстонии нахождение в составе СССР официально трактуется как советская оккупация, поводом для которой стало подписание Договора о ненападении между СССР и Германией.
Кроме того, Европейский парламент в 2019 году принял резолюцию "О важности европейской исторической памяти для будущего Европы", где указывается, что Вторая мировая война была результатом "печально известного нацистско-советского договора о ненападении от 23 августа 1939 года, также известного как Пакт Молотова – Риббентропа".
"Советский Союз дал правовую и моральную оценку так называемому Пакту Молотова – Риббентропа. В постановлении Верховного Совета от 24 декабря 1989 года официально осуждены секретные протоколы как "акт личной власти", никак не отражавший "волю советского народа, который не несет ответственности за этот сговор", – упомянул президент России Владимир Путин в статье о Второй мировой войне.
"Осенью 1939 года, решая свои военно‑стратегические, оборонительные задачи, Советский Союз начал процесс инкорпорации Латвии, Литвы и Эстонии. Их вступление в СССР было реализовано на договорной основе, при согласии избранных властей. Это соответствовало нормам международного и государственного права того времени. Кроме того, Литве в октябре 1939 года были возвращены город Вильно и прилегающая область, ранее входившие в состав Польши. Прибалтийские республики в составе СССР сохранили свои органы власти, язык, имели представительство в советских высших государственных структурах", – добавил президент России.