Обыски, задержания и допросы шести журналистов, сотрудничающих с информационными агентствами Baltnews и Sputnik, стали возможны, потому что Еврокомиссия спустила сверху разъяснение, как трактовать санкции, направленные против конкретных лиц.
Трактуем и интерпретируем
Оказывается, еще летом латвийские спецслужбы послали в Европейскую комиссию запрос, как трактовать санкции ЕС, направленные против России. Ответ из ЕК начинается со слов "Комиссия получила совместный запрос от нескольких национальных компетентных органов", из чего можно сделать вывод, что, кроме латвийских спецслужб, тем же живо интересовались, очевидно, эстонские и литовские спецслужбы.
В Эстонии и Литве так же, как в Латвии, стремятся задавить любое мнение, отличное от мнения властей, и воюют с журналистами.
Почему ответ давала именно Еврокомиссия? Потому что это тот орган, который ответственен за подготовку законопроектов и за контроль над соблюдением договоров и других правовых актов ЕС.
Почему ответ подписал бывший латвийский премьер Валдис Домбровскис? Потому что, доведя родную страну до ручки и назвав это "историей успеха", он отбыл делать карьеру в Европарламент и преуспел.
Сегодня Домбровскис – исполнительный заместитель самой Урсулы фон дер Ляйен, председателя Еврокомиссии.
Как же Домбровскис предлагает применять и трактовать персональные санкции? Максимально широко – насколько это только возможно.
В его письме говорится, что можно замораживать счета и всячески прессовать финансово и экономически (способы перечисляются) юридическое лицо – которое не находится под санкциями, – если оно находится под контролем лиц, подпадающих под санкции.
И что никто не должен сотрудничать (принимать на работу или предоставлять услуги) с юридическими лицами, контролируемыми лицами, подпадающими под санкции.
Похоже, именно этот ответ и развязал руки латвийским спецслужбам, начавшим охоту на журналистов, – внештатных авторов российских информагентств.
Ведь он позволял перенести персональные санкции ЕС, направленные лично против Дмитрия Киселева, на гигантский холдинг МИА "Россия сегодня" (которого в санкционном списке ЕС нет), где Киселев является генеральным директором.
По этой логике, сочли в СГБ, писать статьи для изданий холдинга – это значит вступать в экономические отношения не только с холдингом, но и с самим Киселевым. Таким образом налицо нарушение санкций и преступление.
Что ж, в таком случае главе Службы госбезопасности Нормунду Межвиетсу следует срочно объявить о многократном увеличении численности своих сотрудников. Ведь, согласно их трактовке санкций, нарушителей в Латвии пруд пруди. Чтобы прижучить всех, нынешнего состава нипочем не хватит.
Сплошная крамола
Начать стоит, думается, с Latvijas dzelzceļš (LDz, Латвийская железная дорога – прим. Baltnews). Ее вопиющие контакты с запретными субъектами очевидны и громко освещаются в прессе.
Ведь что сообщает, например, руководитель LDz по общественным отношениям Элла Петермане: "Хотя в последние годы уменьшился объем российских транзитных грузов через Латвию, ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и в дальнейшем будет одним из основных партнеров в организации регулярных перевозок и транзитных проектов... LDz в будущем усматривает потенциал активизации сотрудничества с РЖД в организации грузоперевозок между Китаем и Европой".
То есть это как – "одним из основных партнеров"? Какой такой "потенциал активизации сотрудничества"? Что вы такое говорите?
Президент ОАО "Российские железные дороги" Олег Валентинович Белозеров находится под персональными санкциями, а значит, по логике властей, – токсичен. Всех, кто пытается с его ведомством заключить договоры, нужно немедленно обыскать, задержать и со всем пристрастием допросить.
Далее закономерно следует Latvijas Gāze, которая тесно сотрудничает с "Газпромом". Это, как нетрудно догадаться, ее первейший и наиглавнейший партнер.
А кто у нас глава "Газпрома"? Алексей Миллер. Тоже в санкционных списках. Тогда какие могут быть контракты, договора, поставки? Да, СГБ придется туго: чтобы изъять все вещдоки, им придется вывозить документы составами. Ну ничего, пусть у Латвийской железной дороги попросят – той все равно уже терять нечего.
Можно, конечно, возразить: так ведь Миллер и Белозеров, в отличие от Киселева, находятся под санкциями США, а не ЕС.
Во-первых, в печально теперь известной статье 84 УК ЛР предусмотрительно говорится о наказании за "нарушение санкций, введенных Организацией Объединенных Наций, Европейским союзом и другими международными организациями". Так что границы списка можно расширять.
А во-вторых, именно за американские санкции в Латвии в прошлом году "раздели и разули" бизнесмена Айвара Лембергса, лишив его Вентспилского порта. Под этим же предлогом – американские санкции – был отжат государством и Рижский порт.
Так что это та самая дубинка, которой латвийское государство уже вовсю размахивает.
Есть чем заняться
Что касается санкционного списка ЕС, то и тут у латвийских спецслужб теперь – после прецедента с журналистами – просто поле непаханое.
В первую очередь им надо прочесать все родильные дома страны. Потому что во многих из них стоит инфракрасный неонатальный обогреватель производства "Швабе". А холдинг "Швабе" – это часть государственной корпорации "Ростех".
И "Швабе", и "Ростех" еще с 2014 года находятся в санкционных списках США. А генеральный директор "Ростеха" Чемезов Сергей – в санкционном списке ЕС.
Однако, невзирая на это, через год после попадания в списки своего гендиректора, холдинг "Швабе" госкорпорации Ростех регистрирует товарный знак на кириллице и латинице в Латвии и других странах ЕС и продает 16 видов товаров и услуг. ЕС, правда, это нисколько не беспокоит.
А вот в Латвии – в свете широкой трактовки санкций – спецслужбам есть теперь чем заняться.
Учитывая, что ростеховский "Швабе" продает самый широкий спектр приборов, от медицинских до геодезических, даже страшно подумать, сколько сил, времени и людей надо выделить латвийским спецслужбам, чтобы выявить все "преступно" заключенные с 2015 года договоры. Ведь – по логике спецслужб – выгоду от этого имеет лично Чемезов.
Ну и, конечно, непонятно, отчего латвийские спецслужбы обошли вниманием участие латвийских ученых в проектах Европейского космического агентства (ЕКА).
Ведь ЕКА вовсю сотрудничает с "Роскосмосом", а "Роскосмос" возглавляет Дмитрий Рогозин – сосед Дмитрия Киселева по санкционному списку ЕС.
Завершая тему, скажем, что от перспектив, которые сами себе нарисовали "делом журналистов" латвийские спецслужбы, просто кружится голова.
Например, у многих пользователей в компьютерах установлены антивирусники Касперского. Между тем Европарламент причислил все программное обеспечение "Лаборатории Касперского" к "небезопасному или даже вредоносному". Не пора ли спецслужбам провести широкую облаву по всей стране?
Самое интересное, что, выпуская свои "указивки", Европарламент и Еврокомиссия не забывают предусмотрительно подчеркнуть, что они носят рекомендательный характер.
То, что латвийские спецслужбы превращают их рекомендации в приказы самим себе, – это уже их личная инициатива. Чем она обернется на практике, мы скоро увидим.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.