Не защита, а зачистка. Борьба с российскими СМИ в Латвии идет полным ходом

Телевизор

Виктор Петровский

Латвийские власти решили на год запретить трансляцию "Россия-РТР" на территории страны, аргументируя это "защитой своего инфополя".

Национальный совет по электронным СМИ (НСЭСМИ) решил на год запретить трансляцию "Россия-РТР" на территории Латвии, сообщил в Twitter председатель правления Совета Ивар Аболиньш. Действие это предсказуемое и, кажется, является частью некоего плана – после "зачистки российских телеканалов", которую провел оператор Tet, в кулуарах ждали продолжения.

Зачистка, а не защита

"Мы свое информпространство защищали, защищаем и будем защищать. Поэтому с 15 февраля на год будет запрещена трансляция телеканала "Россия-РТР" на территории Латвии", – написал Аболиньш в соцсети Twitter.

Это не первый раз, когда NEPLP ограничивает ретрансляцию "Россия РТР" в Латвии. В январе 2019 года ее запретили на три месяца.

Ранее Национальный совет по электронным СМИ Латвии начал процедуру ограничения вещания в отношении телеканала "Россия-РТР". Поводом стало, по утверждению латвийских властей, разжигание розни, якобы обнаруженное в передаче "60 минут".

Так, регулятор утверждал, что обозначения, употребляемые участниками дискуссии, включая ведущую программы Ольгу Скабееву, "возможно, оцениваются как разжигание ненависти". Совет уже не в первый раз ограничивает ретрансляцию "Россия-РТР" в Латвии. В январе 2019 года ее останавливали на три месяца.

После того как крупнейший в Латвии оператор Tet решил убрать из своих пакетов Первый Балтийский канал (ПБК, ретранслятор Первого канала России), "НТВ Мир" и "Рен ТВ Балтия", стало ясно, что на этом власти не остановятся. 51% акций Tet принадлежит государству, но несмотря на давление он достаточно долго "отбивался от давления" и держал в своих пакетах российские телеканалы.

Представители компании не скрывали: российские телеканалы очень востребованы клиентами и если от них избавиться, то клиенты уйдут к другим игрокам на рынке. Так, кстати, уже и происходит – после объявления о замене "федеральных российских кнопок" на альтернативные телеканалы – многие клиенты стали разрывать договор с оператором. Tet сразу же отреагировал – обратился в Службу госбезопасности Латвии с призывом проверить других операторов и рассмотреть возможность о запрете ретрансляции ряда российских телеканалов для всех.

Совет по электронным СМИ, в свою очередь, решил ударить по телеканалу "РТР-Россия". Сложные отношения с этим телеканалом у Совета продолжаются уже несколько лет. Власти регулярно ограничивали его трансляцию – но обычно "штрафные санкции" не превышали трех месяцев.

В этот раз истеблишмент решил играть по-крупному – ограничил трансляцию "Россия-РТР" на год. Причина – в одной из программ ведущие оскорбили экс-президента Украины Петра Порошенко. Ну, и вообще невежливо высказывались об Украине. Эксперты констатировали там язык вражды.

Маргинализация и отчуждение

Казалось бы, при чем здесь Украина? Но так решили эксперты. И этого оказалось достаточно для того, чтобы один из самых популярных каналов в Латвии замолчал в эфире по крайней мере на год. Понятно, что зрители не останутся без любимых передач – они почти все доступны в Интернете.

Показательный элемент решения Совета очевиден. Тем более, что его глава не ограничился дипломатическими формулировками в своем сообщении в Twitter, а позволил личную оценку: "Мы свое информационное пространство защищали и будем защищать". Я (автор Виктор Петровский – прим. Baltnews) бы переформулировал: зачищали и будем зачищать.

В период пандемии, когда Латвия оказалась в жесточайшем кризисе, в очередной раз стало очевидно, что власть не может достучаться до значительной части своего населения. Местные русскоязычные СМИ практически уничтожены, радиостанция Baltkom судится за интервью с Владимиром Жириновским в прямом эфире, латвийская редакция ПБК распущена. Те СМИ, которые еще держатся на плаву, просто банально пытаются выжить.

Почти 40% населения страны не могут получать качественную информацию о событиях в стране. Вопреки ожиданиям националистов, они не стали аудиторией СМИ на латышском языке – многие ушли в маргинальную плоскость, отсюда увеличение числа антипрививочников и прочих сторонников теорий заговора.

"Латыши и русскоязычные живут в разных информационных пространствах – это ни для кого не секрет. Это всегда было очень плохо, это всегда мешало развитию страны. Но в условиях кризиса, как сейчас – это вопрос национальной безопасности, это вопрос безопасности каждого из нас", – написал на своей странице в Facebook депутат Европарламента, экс-мэр Риги Нил Ушаков.

Нил Ушаков на конгрессе партии "Согласие"
© Sputnik
Нил Ушаков на конгрессе партии "Согласие"

Он считает, что это серьезная проблема:

"Государство не способно говорить с русскоязычными жителями страны, они не верят государству, не слушают его. А государство сначала закрывало службы новостей на русском языке на частных и общественных каналах. А сейчас начали закрываться и каналы на русском. После того, как из эфира станут пропадать популярные каналы на русском, русскоязычные не начнут массово смотреть LTV1 и слушать LR1. Русскоязычные начнут смотреть свои любимые каналы с помощью других технических решений […]. И еще меньше потреблять продукцию местных СМИ", – пишет Ушаков.

И добавляет.

"Каждый шаг правительства в этот кризис только ухудшает положение. Закрытие каналов на русском языке в нынешних условиях приведет только к еще большим рискам для безопасности страны. Нам всем надо будет после эпидемии приводить в порядок и здравоохранение, и образование. И решать "русский" вопрос", – отметил он.

Но, полагаю, власть в этом не заинтересована. Единственное, что она умеет делать, – это запрещать. Пока есть то, что можно "зачистить", она будет это делать. Просто потому, что ничему другому так и не научилась.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме