Аппетит латвийского цензора приходит во время поедания российских СМИ

YouTube
REUTERS / Dado Ruvic

Виктор Петровский

Тема: Несвобода слова

В Латвии закупили программное обеспечение для борьбы с сайтами, которые предлагают пиратский контент. Под главной "угрозой", конечно же, понимаются российские ресурсы.

Национальный совет по электронным СМИ (НСЭСМИ) сообщил о том, что закупил программное обеспечение для борьбы с сайтами, которые предлагают пиратский контент. Речь в первую очередь идет о ресурсах, которые "продвигают" российские телепередачи и фильмы.

Блок-ТВ

Борьба Национального совета по электронным СМИ в российской информационной "угрозой" продолжается. В ход идут все доступные средства – НСЭСМИ добивается блокировки телеканалов кабельными операторами. Причем делает это оптом, а не в розницу.

После того, как на год была остановлена ретрансляция телеканала "РТР-Россия" в Латвии, Совет сыграл по-крупному – на следующий день под нож пошли сразу 16 российских телеканалов, включая, казалось бы, безобидные "Кухня ТВ" и "Бокс ТВ".

"Мы защищали, защищаем и будем защищать свое информационное пространство", – прокомментировал это решение глава НСЭСМИ Ивар Аболиньш.

Многие эксперты сразу же заговорили о том, что блокировка ничего не даст, поскольку все эти программы и фильмы можно будет смотреть в Интернете. Но Совет источает уверенность: победили на поле, победим и в раздевалке. Ведомство уже обратилось в YouTube с требованием "заблокировать" видео попавших под санкции российских каналов на территории Латвии.

YouTube, конечно, не под силам контролировать и куда более влиятельным странам, чем Латвия, но с чем черт не шутит, как говорится. Попытка же не пытка. Тем более, что о возможности подобных шагов говорят и в соседней России. То есть теоретически это возможно, правда, вероятность столь радикального шага многие считают небольшой.

"Это как ядерный удар в виртуальном мире", – метафорично высказался один из депутатов.

Что касается пиратских сайтов, то их периодически блокируют – причем не только в Латвии, но и в других странах, но они быстро оживают. Есть, например, белорусские нелегальные ресурсы, где можно смотреть фильмы и программы. Как только к ним перекрывают доступ – они меняют пару букв в названии или домен и "восстанавливаются" в течение пары дней. Был бы спрос, а предложение обязательно поступит.

"Наша цель – обеспечить равные правила работы для всех участников медиарынка и защитить их от нелегальных действий, которые вредят конкуренции и развитию рынка", – пояснил Аболиньш.

Он также отметил, что Совет сотрудничает с Госполицией и обществом "За легальное содержание", выявляя интернет-порталы, противоправно предлагающие как российские, так и латвийские каналы. За прошлый год было констатировано 48 таких сайтов, в январе этого года было начато уже семь новых делопроизводств.

Важный орган в важном теле

Активность НСЭСМИ понятна: организация на виду, это помогает чувствовать себя важным органом в теле государства, в последние недели заметно вырос индекс упоминания Совета не только в латвийских, но и в международных СМИ. Случилось страшное: инициативу латвийских чиновников оценил сам Владимир Путин. На встрече с депутатами думских фракций он упомянул запрет 16 российских телеканалов и молчание Европы.

Дети в определенном возрасте начинают изучать границы дозволенного. Это важный элемент взросления. Если им не прочертить границы – они могут не понять, где тот самый предел, который отделяет "хорошо" от "плохо". Сейчас НСЭСМИ активно исследует эти границы, а аппетит, как известно, приходит во время еды.

Зачистка информационного пространства на русском языке в Латвии идет полным ходом. Штрафы за "неправильных гостей", которые накладывают на местные русские СМИ, запрет на российские телеканалы, выдавливание и обречение на прозябание – примерно так сегодня выглядит политика в отношении русскоязычных медиаплатформ.

Эта политика может казаться эффективной, но на деле она идет не на пользу государству, а во вред. Люди чувствуют, когда их используют, а все слова о защите нашего информационного пространства можно интерпретировать несколько по-другому: это пространство не наше, а правильное. С точки зрения определенных людей и партий, которые стоят за этими людьми. Как говорится, ничего личного – только политика. Хотя и личное тоже есть, но это уж совсем дурно пахнет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме