Оружие, хранившееся на складе в чешской деревне Врбетице, предназначалось для поставок на Украину. Соответствующую информацию передал американскому изданию The New York Times бизнесмен Емельян Гебрев, владелец оружейной компании EMCO. Он признал, что поставки боеприпасов осуществлялись в разгар войны на востоке страны в 2014 году. Материал с признанием Гебрева был опубликован изданием накануне.
По данным издания, бизнесмен "признал то, что давно отрицал", а именно факт отправки оружия в зону боевых действий. Издание отмечает: ранее Гебрев утверждал, что компания не экспортирует оружие за рубеж, но потом в письме в редакцию указал, что EMCO заключила контракт с "уполномоченными украинскими компаниями".
Издание со ссылкой на источник в украинском чиновничьем аппарате отмечает: на коробках с боеприпасами было указано, что они предназначены для отправки в Таиланд. Это якобы было сделано, чтобы те, кто симпатизирует России, не смогли воспрепятствовать поставкам.
Налицо факт поставки оружия в зону конфликта с заметанием следов. Однако "письмо" не зря появилось спустя семь лет после событий, когда во взрыве склада обвинили российские спецслужбы.
Baltnews обсудил инцидент с немецким политологом Александром Раром. По его словам, нет никаких оснований для того, чтобы признать Россию виновной в случившемся.
"Взрыв был. Семь лет прошло. Сам президент Чехии, выступая вчера по телевидению, заявил, что прямых доказательств версии не было, что это был несчастный случай, и что на складе лежало не чешское оружие, не принадлежавшее чешскому государство. Поэтому про атаку на Чехию, или на их армию, или на их боевые снаряды никто говорить не может. Это абсолютная неправда. Просто частный склад частного предпринимателя", – указал он.
Бизнес с оружием – это всегда наполовину криминал, подчеркнул Рар.
"Это уже вопрос к чешским правоохранительным организациям, как они на это смотрят. У него же (бизнесмена – прим. Baltnews) были на это все разрешения. В Восточной Европе к торговле оружием относятся более легкомысленно, чем в Германии, поэтому незаконного болгарский бизнесмен, может, ничего и не делал. Но я скажу так – я думаю, что там, если кто-то узнал, что это оружие будет использовано украинскими националистическими вооруженными формированиями для того, чтобы убивать людей, я не исключаю, что кто-то мог этому воспрепятствовать. Но это не причина для того, чтобы винить российские спецслужбы, или российское государство, или президента России в этом и вводить еще санкции против России", – отметил он.
Европейские страны, кроме Вышеградской четверки и стран Балтии, никакие санкции вводить не будут, подчеркнул Рар:
"Наоборот, и Ангела Меркель, и министр иностранных дел Германии говорят, что нужно прекратить с этой новой спиралью санкций против России, которые с точки зрения Германии беспочвенны. Германия Прагу не критикует, но никаких санкций против России вводить не нужно".
В Евросоюзе раскол, указал Рар, и восточноевропейские страны пытаются рассорить всю Европу с Россией, устраивая провокации и виня во всем Россию.
"Очень неприятная, некрасивая, я сказал бы, взрывоопасная ситуация", – заключил он.
Вечером 17 апреля Чехия обвинила Россию в причастности к взрыву на складе боеприпасов во Врбетице в 2014 году. После этого Прага объявила о высылке 18 российских дипломатов. В качестве ответной меры Россия объявила персонами нон грата 20 сотрудников посольства Чехии.
Затем глава МИД Чехии Якуб Кулганек потребовал от России вернуть высланных чешских дипломатов. В противном случае руководитель ведомства пообещал сократить численность персонала посольства РФ до равного чешскому, то есть до пяти дипломатов. В Москве отказались выполнять ультиматум чешского руководства.
Несмотря на то, что действия Праги носят провокационный характер, а доказательств причастности российской стороны к взрывам в Врбетице нет, о чем 25 апреля заявил президент Чехии Милош Земан, страны Балтии поспешили поддержать антироссийские действия Праги и 23 апреля объявили о высылке российских дипломатов.
"В нашем ответе власти этих стран могут не сомневаться. Их дипломаты уже могут начать прикидывать, кому из них придется паковать вещи", – прокомментировала решение стран Балтии официальный представитель МИД России Мария Захарова.