В марте текущего года российские банки отключили от SWIFT – международной системы передачи межбанковских платежей. Председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина сообщила, что к российскому аналогу системы присоединились уже 52 иностранные организации из 12 стран.
"Когда в 2014 году впервые появилась угроза отключения от SWIFT, мы разработали СПФС Банка России, которая работает по стандартам SWIFT. К ней могут присоединяться и уже присоединяются иностранные участники, заинтересованные в работе с российскими партнерами. Сейчас пользователями СПФС являются 52 иностранные организации из 12 стран", – сказала она.
Отметим, отечественный банковский мессенджер для неплатежных документов – система передачи финансовых сообщений (СПФС) при ЦБ РФ – работает как внутри России, так и за ее пределами.
Напомним, власти Евросоюза приняли решение отключить сразу семь российских кредитно-финансовых организаций от межбанковской системы платежей SWIFT. Советник президента Ассоциации банков России Александр Хандруев оценил данное решение.
"Это отключение носит обоюдный ущерб. Дело в том, что SWIFT – не единственная система в мире. Есть и другие. Это отключение подтолкнет, простимулирует поиски новых, в частности, цифровых платформ, блокчейнов для того, чтобы производить необходимый расчет. Есть страны, через которые его можно делать", – отметил он в разговоре с Baltnews.
Новый этап российской экономики
В то же время Набиуллина подчеркнула, что из-за антироссийских санкций экономика РФ вступает в непростой период, связанный со структурными изменениями. По ее словам, ограничительные меры в первую очередь коснулись финансового рынка.
Сейчас они все больше начнут сказываться на реальных секторах экономики. Основные проблемы будут связаны с ограничением на импорт и логистику внешней торговли, а в дальнейшем, возможно, с дальнейшими ограничениями на экспорт российской продукции, добавила она.
Набиуллина также напомнила, что производство товаров в современном мире устроено так, что практически любой товар производится с той или иной долей импортной составляющей. Даже если эта доля мала в общем объеме производства, то производство может критически зависеть от какой-то детали или компонента. Такая ситуация наблюдалась в период коронавируса, когда из-за дефицита ограниченного количества компонентов были негативные последствия в широком круге секторов.
"Ограничения на импорт и логистику потребуют от российских компаний, производителей поиска новых партнеров и логистических путей доставки продукции, что потребует дополнительного времени. С экспортом – похожая история. На данный момент эта проблема не так сильно чувствуется, потому что у экономики еще есть запасы. Однако санкции ужесточаются практически каждый день, в том числе связанные с перевозкой российских товаров, но период, когда экономика может жить на запасы, конечен", – отметила глава ЦБ.
Во втором и начале третьего квартала экономика России перейдет в период структурной трансформации, поиска новых моделей бизнеса для многих предприятий, подчеркнула Набиуллина.